Ланге (Lange) Фридрих Альберт
(1828 - 1875) - немецкий философ-неокантианец, экономист и психолог. Родился в
семье пастора, после окончания гимназии в Дуйсбурге и Цюрихе получил высшее
образование в Цюрихе по философии и психологии (1847) и Бонне (1848-1851) по
классической филологии, философии, теологии, здесь особый интерес к философии у
него появился в результате общения с Э. Бобриком. В 1851 г. Л. защитил докт.
дис. по философии ("Quastiones metrical") в Боннском ун-те и сдал
государственный экзамен для замещения должности преподавателя гимназии. После
годичной военной службы преподавал в гимназии Кельна (1852-1855), здесь получил
знаки общественного признания как искусный и требовательный педагог. В 1855 г. в Бонне он защитил
диссертацию для замещения должности доцента по методологическим вопросам
педагогики, психологии, философии ("Über Zusammenhang der
Erziehungssysteme mit herrschenden Weltanschauungen verschiedener
Zeitalter"), стал приват-доцентом по педагогике и гимназическому образованию,
с 1859 г.
– ст. преподаватель в гимназии Дуйсбурга. Знакомство с историком философии Ф.
Юбервегом открыло для него глубину учения И. Канта. Одновременно с
преподавательской деятельностью вел активную деятельность как политически
ориентированный публицист. В 1861
г. Л. по политическим соображениям ушел в отставку и
стал секретарем Торговой палаты Дуйсбурга. Из-за своих выступлений в защиту
прав рабочего класса (ред. газеты "Rhein- und Ruhr-Zeitung", 1863) и
свою книгу ("Die Arbeitsfrage", 1865; в рус. пер.: "Рабочий
вопрос", СПб., 1895) был официально отстранен от
преподавания, в 1866 г.
по приглашению участвовать в газетном производстве переехал в г. Винтертур. В 1869 г. Л. снова защитил
дис. для замещения должности доцента на кафедре индуктивной философии в ун-те Цюриха;
с 1873 г.
он - профессор Марбургского ун-та. Считается одним из основателей Марбургской
школы неокантианства, учитель Г. Когена. Отстаивал, вместе с Г. Гельмгольцем,
позиции физиологического идеализма. Перед основой работой своей жизни
("Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der
Gegenwart", 2 Bd., Iserlohn, 1866-1875, в рус. пер.: "История
материализма и критика его значения в настоящее время", СПб., 1899) Л. поставил задачу обосновать для
естествоиспытателей, стихийно встающих на позиции материализма, потенциальные
возможности критического идеализма И. Канта. По его мнению, результаты
исследований физиологии и психологии органов чувств заставляют трактовать
априорные формы познания И. Канта как обусловленные деятельностью человеческого
организма, в силу этого в познании могут быть раскрыты не законы объективного
мира, а лишь особенности взаимодействия с ним субъекта. На основе этого
постулата разработал программу объективной психологии, свободной от метафизики
и строящейся на базе физиологических данных, доступных непосредственному
чувственному наблюдению. Одним из первых пытался использовать
в психологии математические методы ("Die Grundlagen der mathematischen
Psychologie. Ein Versuch zur Nachweisung des grundlegenden
Fehlers bei Herbart und Drobisch", 1865) .
И.М. Кондаков