ЛАНГЕ Николай Николаевич (1858 - 1921) -
известный российский психолог, один из основателей «экспериментальной
психологии» в России, известен работами в области восприятия и внимания. Окончил
историко-филологический фак-т Петербургского ун-та (1882). В 1884-1886 г.
проходил стажировку в Лейпцигской психологической
лаборатории В. Вундта, занимался психологией и философией в ун-тах Берлина,
Парижа. С 1888 г. - магистр философии, приват-доцент. С 1890 г. в основном
придерживался позиций естественнонаучного материализма, хотя и не всегда
последовательно. С 1894 г. - профессор Новороссийского ун-та (Одесса), где в
1896 г. организовал одну из первых в стране экспериментальных психологических лабораторий.
Занимаясь в лаборатории научными исследованиями, Л. сформулировал закон
перцепции, устанавливающий стадиальный (фазовый) характер процесса восприятия
(от обобщенного, чувственного образа предмета ко все более частному,
дифференцированному). Всякое «ощущение», по Л., начинается с "простого
толчка" в сознании ("что-то случилось"), затем осознается род
раздражителя (какой цвет, звук, поверхность), затем форма предмета и, наконец,
происходит его точная локализация в пространстве. Этот "общий закон перцепции"
- результат биологического развития организмов, основа всех простейших
психических процессов. Л., кроме того, разработал моторную теорию внимания,
рассматривающую движение как условие не только сопровождающее, но и улучшающее
наше восприятие («Механизм внимания»/ «Русская школа», N1, 1891;
«Психологические исследования. Закон перцепции. Теории волевого
внимания».Одесса, 1893). Считал, что двигательный компонент присутствует в
процессах мышления, узнавания, памяти. Исходя из этого, рассматривал волю, как
двигательный импульс, предшествующий всякому сознательному движению Этот
импульс нами не осознается, осознается лишь движение, т.е. сознательная сторона
волевого процесса - сумма обратных ощущений, сопровождающих уже происходящее
движение (Элементы воли. «Вопросы философии и психологии»; кн. 4, 1890).
Выделяя двигательные реакции организма как первичные по отношению к внутренним
психическим актам, он развивал "рефлекторную концепцию психики",
продолжая тем самым линию И.М. Сеченова. Среди функций психического,
основополагающей считал "круговую реакцию" - то, что мы сейчас
называем "обратной связью", включающую с одной стороны
центростремительный ток, который сообщает организму о достигнутом, а с другой
стороны - центробежную реакцию (ответ на это сообщение). Категорически отвергал
параллелистическое понимание психики, трактовал психологическую науку как
биологическую психологию (не биологизируя ее, а подчеркивая этим лишь значение
психики в биологической эволюции). В 1900-1904 г. Л. – председатель историко-филологического
общества при университете. Организовал при обществе педагогический отдел,
ставший центром научно-методической работы учителей начальной и средней школы.
Активно выступал за реформу средней школы России, за улучшение теоретической и практической
подготовки учителей. Перевел на русский язык "Первую аналитику
Аристотеля" (1894г.). В 1903 г. организовал и возглавил Одесские женские
педагогические курсы, преобразованные в 1905 г. в Высшие женские педагогические
курсы (преподавал там психологию, педагогику и др. предметы). В 1907 г. за
отказ принять к исполнению циркуляр Министерства народного просвещения о
запрете участия служащих в деятельности «противогосударственных партий», был
отстранен от руководства курсами. Продолжал заниматься научной и
просветительской работой. В 1911 г. редактировал философский отдел в
энциклопедическом словаре «Грант» (автор статей «Вера», «Воля», «Внимание»,
«Душа», «Гоббс», «Гегель», «Гюйо» и др.). В 1914 г. вышла книга Л.:
«Психология. Итоги науки в теории и практике», впоследствии неоднократно
переиздававшаяся и долгое время бывшая одним из лучших обобщающих трудов по
психологии. В 1917 г. был избран в общественный комитет Одессы для решения
вопросов реорганизации народного образования. Создал и возглавил Народный ун-т
Одессы. Л. автор сочинений: «История нравственных идей XIX в.», т1., ч.1, Спб., 1889; «Душа ребенка в
первые годы жизни», Спб., 1892; «Великие мыслители ХIХ века, Одесса, 1907;
«Логика», Казань, 1912; «Теория В. Вундта о начале мифа»,Одесса, 1912.
А.В.
Петровский, С.А. Цветков