ЛАНГЕ Николай Николаевич (1858 - 1921) - известный российский психолог, один из основателей «экспериментальной психологии» в России, известен работами в области восприятия и внимания. Окончил историко-филологический фак-т Петербургского ун-та (1882). В 1884-1886 г. проходил стажировку в Лейпцигской психологической лаборатории В. Вундта, занимался психологией и философией в ун-тах Берлина, Парижа. С 1888 г. - магистр философии, приват-доцент. С 1890 г. в основном придерживался позиций естественнонаучного материализма, хотя и не всегда последовательно. С 1894 г. - профессор Новороссийского ун-та (Одесса), где в 1896 г. организовал одну из первых в стране экспериментальных психологических лабораторий. Занимаясь в лаборатории научными исследованиями, Л. сформулировал закон перцепции, устанавливающий стадиальный (фазовый) характер процесса восприятия (от обобщенного, чувственного образа предмета ко все более частному, дифференцированному). Всякое «ощущение», по Л., начинается с "простого толчка" в сознании ("что-то случилось"), затем осознается род раздражителя (какой цвет, звук, поверхность), затем форма предмета и, наконец, происходит его точная локализация в пространстве. Этот "общий закон перцепции" - результат биологического развития организмов, основа всех простейших психических процессов. Л., кроме того, разработал моторную теорию внимания, рассматривающую движение как условие не только сопровождающее, но и улучшающее наше восприятие («Механизм внимания»/ «Русская школа», N1, 1891; «Психологические исследования. Закон перцепции. Теории волевого внимания».Одесса, 1893). Считал, что двигательный компонент присутствует в процессах мышления, узнавания, памяти. Исходя из этого, рассматривал волю, как двигательный импульс, предшествующий всякому сознательному движению Этот импульс нами не осознается, осознается лишь движение, т.е. сознательная сторона волевого процесса - сумма обратных ощущений, сопровождающих уже происходящее движение (Элементы воли. «Вопросы философии и психологии»; кн. 4, 1890). Выделяя двигательные реакции организма как первичные по отношению к внутренним психическим актам, он развивал "рефлекторную концепцию психики", продолжая тем самым линию И.М. Сеченова. Среди функций психического, основополагающей считал "круговую реакцию" - то, что мы сейчас называем "обратной связью", включающую с одной стороны центростремительный ток, который сообщает организму о достигнутом, а с другой стороны - центробежную реакцию (ответ на это сообщение). Категорически отвергал параллелистическое понимание психики, трактовал психологическую науку как биологическую психологию (не биологизируя ее, а подчеркивая этим лишь значение психики в биологической эволюции). В 1900-1904 г. Л. – председатель историко-филологического общества при университете. Организовал при обществе педагогический отдел, ставший центром научно-методической работы учителей начальной и средней школы. Активно выступал за реформу средней школы России, за улучшение теоретической и практической подготовки учителей. Перевел на русский язык "Первую аналитику Аристотеля" (1894г.). В 1903 г. организовал и возглавил Одесские женские педагогические курсы, преобразованные в 1905 г. в Высшие женские педагогические курсы (преподавал там психологию, педагогику и др. предметы). В 1907 г. за отказ принять к исполнению циркуляр Министерства народного просвещения о запрете участия служащих в деятельности «противогосударственных партий», был отстранен от руководства курсами. Продолжал заниматься научной и просветительской работой. В 1911 г. редактировал философский отдел в энциклопедическом словаре «Грант» (автор статей «Вера», «Воля», «Внимание», «Душа», «Гоббс», «Гегель», «Гюйо» и др.). В 1914 г. вышла книга Л.: «Психология. Итоги науки в теории и практике», впоследствии неоднократно переиздававшаяся и долгое время бывшая одним из лучших обобщающих трудов по психологии. В 1917 г. был избран в общественный комитет Одессы для решения вопросов реорганизации народного образования. Создал и возглавил Народный ун-т Одессы. Л. автор сочинений: «История нравственных идей XIX в.», т1., ч.1, Спб., 1889; «Душа ребенка в первые годы жизни», Спб., 1892; «Великие мыслители ХIХ века, Одесса, 1907; «Логика», Казань, 1912; «Теория В. Вундта о начале мифа»,Одесса, 1912.

А.В. Петровский, С.А. Цветков