http://lastonearth.com/hpic/h_hugo_v.jpgЛЕ СЕНН (Le Senne) Рене (1882 – 1954) - французский философ-моралист, метафизик и психолог, близкий к христианскому экзистенциализму. Д-р философии (1909, 1930), профессор Сорбонны (1929-1931 и с 1942). Чл. Академии моральных и политических наук (1948), президент Международного ин-та философии (1952-1953). Кавалер Ордена Почетного легиона. Учился в различных парижских лицеях, окончил Высший педагогический ин-т, где его руководителем был Ф. Рау. В 1909 получил степень агреже философии; в 1930 защитил докт. дис.: основную – «Долг» (“Le devoir”, посвящена Рау) и дополнительную – «Ложь и характер» (“Le mensonge et le caractre”). Некоторое время преподавал в лицее Людовика Великого, в Высшем педагогическом ин-те. В 1934 основал, совместно с Луи Лавелем, серию публикаций «Философия духа» (“Philosophie de l'èsprit”). С 1942 стал профессором моральной философии в Сорбонне. Первоначально интересы Ле С. лежали в области науки и эпистемологии. Но после. Первой мировой войны, утратив веру в способность науки решать проблемы человеческой жизни, связал свои надежды с развитием философских исследований спиритуалистской ориентации. В этот период наибольшее влияние на него оказали Гамлен, Бергсон (хотя он отрицал некоторые существенные аспекты бергсонизма, в том числе критику интеллектуализма) и Рау, с которым его сближает концепция опыта и желание спиритуализировать рационализм путем объединения интеллекта и интуиции. Следуя Гамлену, Ле С. создал концепцию «конкретного идеализма», которую противопоставил эмпиризму и позитивизму. Но Ле С. интересовало, главным образом, не построение таблицы категорий, а исследование функций сознания в его взаимодействии с реальностью. Среди таких функций он выделял: метафизику, которая, не отличаясь коренным образом от науки, постигает более глубокие отношения реальности; науку, опирающуюся на опыт и практическую деятельность; религию; мораль; искусство. Важную роль в концепции Ле С. играет противоречие как отношение противоположностей. Плодотворность взаимодействия противоположностей он усматривает в том, что страдание от осознания противоречия побуждает индивида разрешать его в синтезе, т.е. в действии. Действие же связано с долгом, который понимается Ле С. как первичный принцип бытия, как условие возможности и науки, и морали. В докт. дис. Ле С. развил концепцию долга как основания морали, представив долг в качестве первичной идеи, содержащей в себе, как в зародыше, все возможные определения конкретного существа. В работе «Введение в философию» (“Introduction à la philosophie”, 1925, 1939) Ле С. изложил свою «философию ценностей», где ценность понимается уже не как следствие, а как источник всякого долга. Основные ценности: истина, благо, красота и любовь – в разной мере представлены и по-разному сочетаются у разных людей, что связано и с конкретными ситуациями, в которых те оказываются. Высшая ценность – это Бог, т.е. бесконечная любовь, открывающаяся личности в ее духовном, в том числе моральном опыте. Эта концепция изложена также в работах «Препятствие и ценность» (“Obstacle et valeùr, 1934), «Трактат об общей морали» (“Traièt de morale gènèrale”, 1942). Ле С. называл свою философию «идео-экзистенциальным персоналистическим спиритуализмом». В соответствии с его философской концепцией «всеобщий дух» есть предварительное условие симпатии общества и познания; осознавшее себя «Я» обладает частицей «бесконечного Я», которое и есть «ценность»; «Я» и «не-Я» в сознании взаимодействуют, пронизывая друг друга; а сущность религии заключается в том, чтобы переступать границы сознания. Ле С. известен также как создатель концепции характерологии; характер он рассматривает как совокупность врожденных свойств, а личность как совокупность качеств, выработанных человеком в течение жизни; характер и личность - два полюса человеческого «Я». Ле С. дает классификацию характеров, исходя из таких черт личности, как эмоциональность, способность к активной деятельности и др. Такая характерология, по его мнению, призвана способствовать лучшему взаимопониманию и коммуникации между людьми. Она изложена в работе «Трактат о характерологии» (“Traièt de caractrologie”, 1945, 1949). В издательстве «Presses universitaires de France» Ле С. основал серию «Характеры» («Caractres»). Идеи Ле С. оказали определенное влияние на французскую педагогику середины 1920-х гг. Среди других его работ – «Личная судьба», 1951; «Открытие Бога», 1955 (издана посмертно).

Л.А. Карпенко