ЛЕ СЕНН (Le Senne) Рене (1882 – 1954) - французский
философ-моралист, метафизик и психолог, близкий к христианскому экзистенциализму.
Д-р философии (1909, 1930), профессор Сорбонны (1929-1931 и с 1942). Чл.
Академии моральных и политических наук (1948), президент Международного
ин-та философии (1952-1953). Кавалер Ордена Почетного легиона. Учился в
различных парижских лицеях, окончил Высший педагогический ин-т, где его
руководителем был Ф. Рау. В 1909 получил степень агреже
философии; в 1930 защитил докт. дис.: основную – «Долг» (“Le devoir”, посвящена
Рау) и дополнительную – «Ложь и характер» (“Le mensonge et le caractre”).
Некоторое время преподавал в лицее Людовика Великого, в
Высшем педагогическом ин-те. В 1934 основал, совместно с Луи Лавелем, серию
публикаций «Философия духа» (“Philosophie de l'èsprit”). С 1942 стал
профессором моральной философии в Сорбонне. Первоначально интересы Ле С. лежали
в области науки и эпистемологии. Но после. Первой мировой войны, утратив веру в
способность науки решать проблемы человеческой жизни, связал свои надежды с
развитием философских исследований спиритуалистской ориентации. В этот период
наибольшее влияние на него оказали Гамлен, Бергсон (хотя он отрицал некоторые
существенные аспекты бергсонизма, в том числе критику интеллектуализма) и Рау,
с которым его сближает концепция опыта и желание спиритуализировать рационализм
путем объединения интеллекта и интуиции. Следуя Гамлену, Ле С. создал концепцию
«конкретного идеализма», которую противопоставил эмпиризму и позитивизму. Но Ле
С. интересовало, главным образом, не построение таблицы категорий, а
исследование функций сознания в его взаимодействии с реальностью. Среди таких
функций он выделял: метафизику, которая, не отличаясь коренным образом от
науки, постигает более глубокие отношения реальности; науку, опирающуюся на
опыт и практическую деятельность; религию; мораль; искусство. Важную роль в концепции Ле С. играет противоречие как
отношение противоположностей. Плодотворность взаимодействия противоположностей
он усматривает в том, что страдание от осознания противоречия побуждает
индивида разрешать его в синтезе, т.е. в действии. Действие же связано с
долгом, который понимается Ле С. как первичный принцип бытия, как условие
возможности и науки, и морали. В докт. дис. Ле С. развил концепцию долга как
основания морали, представив долг в качестве первичной идеи, содержащей в себе,
как в зародыше, все возможные определения конкретного существа. В работе
«Введение в философию» (“Introduction à la philosophie”, 1925, 1939) Ле С. изложил свою «философию ценностей», где
ценность понимается уже не как следствие, а как источник всякого долга. Основные
ценности: истина, благо, красота и любовь – в разной мере представлены и
по-разному сочетаются у разных людей, что связано и с конкретными ситуациями, в
которых те оказываются. Высшая ценность – это Бог, т.е. бесконечная любовь,
открывающаяся личности в ее духовном, в том числе моральном опыте. Эта
концепция изложена также в работах «Препятствие и ценность» (“Obstacle et
valeùr, 1934), «Трактат об общей морали» (“Traièt de morale
gènèrale”, 1942). Ле С. называл свою философию
«идео-экзистенциальным персоналистическим спиритуализмом». В соответствии с его
философской концепцией «всеобщий дух» есть предварительное условие симпатии
общества и познания; осознавшее себя «Я» обладает частицей «бесконечного Я»,
которое и есть «ценность»; «Я» и «не-Я» в сознании взаимодействуют, пронизывая
друг друга; а сущность религии заключается в том, чтобы переступать границы
сознания. Ле С. известен также как создатель концепции характерологии; характер
он рассматривает как совокупность врожденных свойств, а личность как совокупность
качеств, выработанных человеком в течение жизни; характер и личность - два
полюса человеческого «Я». Ле С. дает классификацию характеров, исходя из таких
черт личности, как эмоциональность, способность к активной деятельности и др.
Такая характерология, по его мнению, призвана способствовать лучшему
взаимопониманию и коммуникации между людьми. Она изложена в работе «Трактат о
характерологии» (“Traièt de caractrologie”, 1945, 1949). В издательстве
«Presses universitaires de France» Ле С. основал серию «Характеры»
(«Caractres»). Идеи Ле С. оказали определенное влияние на французскую
педагогику середины 1920-х гг. Среди других его работ – «Личная судьба», 1951;
«Открытие Бога», 1955 (издана посмертно).
Л.А. Карпенко