ЛЕЙТЕС Натан
Семенович (1918 - 2013) - российский психолог, специалист в области возрастной
и педагогической психологии, психологии детской одаренности. Д-р
психологических наук (1970). Окончил филологический фак-т
МГУ (1945), в том же году поступил в аспирантуру Института психологии АПН
РСФСР, став одним из ближайших учеников и сотрудников Б.М. Теплова. В 1948 г. защитил канд., а в 1970 г. – докт. дис. на
тему: "Возрастные и типологические предпосылки общих умственных
способностей". С 1965 по 1970
г. работал в лаборатории психофизиологии, возглавляемой
Небылицыным, затем возглавлял группу по изучению склонностей и способностей
(1973-78). С 1986 г.
работал в НИИ ОиПП АПН СССР. С 1993
г. по настоящее время – гл.н.с. лаборатории Теории и
истории психологии ПИ РАО. В работах "Об умственной одаренности"
(1960), "Умственные способности и возраст" (1971), "Способности
и одаренность в детские годы" (1984) Л. проанализировал качественные различия
в умственной одаренности школьников и разработал оригинальный метод сравнения
психологических характеристик одаренных детей, поставил вопрос о соотношения
индивидуального и возрастного в ходе становления интеллекта. Ввел понятие
"возрастная одаренность». В работах Л. дается анализ трех школьных
возрастов и разных вариантов неравномерности хода возрастного развития в
контексте изучения склонностей и способностей детей. Другое направление
исследований Л. связано с изучением психологических характеристик темперамента
и является существенным вкладом в развитие дифференциальной психофизиологии
(«Опыт психологической характеристики темперамента», 1956), так же как изучение
феномена «последействия» на основе разработанной им оригинальной методики
«двигательного последействия». Большое значение как
для диагностики одаренности, так и для анализа ее структуры имели исследования
Л., посвященные изучению роли умственной активности в структуре развивающегося
интеллекта ("К вопросу о динамической стороне психической активности"
,1977) и особенностей развития одаренности в детстве ("К проблеме
сензитивных периодов психического развития человека" 1978, "Ранние
проявления одаренности", 1988). Многолетние исследования Л. обобщены в
книгах "Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды",
1997; "Возрастная одаренность школьников", 2000. Под ред. Л. и с его
авторским участием издано учебное пособие для студентов "Психология
одаренности детей и подростков", 1996; 2000.
Т.Д. Марцинковская