http://1.school2100.com/img/adv/leontyev.jpgЛЕОНТЬЕВ Алексей Алексеевич (1936 - 2004) – российский психолог, специалист в области общей психологии, психолингвистики, психологии речи. Д-р филологических наук (1968), д-р психологических наук (1975), профессор (1976). Д. чл. РАО (1992); чл. Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1993), чл. Совета по русскому языку при Правительстве РФ (с 1999). Чл. редк. ряда международных и российских журналов, а также отечественных и зарубежных общественных организаций, связанных с изучением иностранных языков и психолингвистики. Окончил филологический фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова (1958) по специальности «филолог, преподаватель немецкого языка». После окончания аспирантуры защитил канд. дис. по филологии (1966) на тему: "Общелингвистические взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ". В течение многих лет работал на кафедре методики преподавания иностранных языков фак-та иностранных языков МГПИ им. В.И. Ленина, занимался проблемами психологии и методики преподавания иностранных языков. Одновременно (с 1966 г.) преподавал курс психолингвистики на кафедре общей психологии фак-та психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Л. является основоположником и организатором психолингвистических исследований в отечественной психологии, автором теоретических трудов в этой области («Слово в речевой деятельности», 1965; «Психолингвистика», 1967; «Основы психолингвистики», 1997). Разработал наиболее известную теорию речепорождения («Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания, 1969; «Язык, речь, речевая деятельность», 1969) В этот период он защищает докт. дис. по филологии: "Теоретические проблемы психолингвистического моделирования речевой деятельности" (1968) и выпускает коллективную монографию «Основы теории речевой деятельности», (автор и отв. ред., М., 1974). Исследования в области языка и речевой деятельности закономерно привели Л. к разработке проблем психологии общения. Он автор одной из первых в стране монографий на эту тему («Психология общения», 1974; 1997; 1999), на основе которой защитил докторскую диссертацию по психологии ("Психология речевого общения", 1975). Наряду с В.А. Кан-Каликом, разрабатывал тему "педагогическое общение" в отечественной дидактике («Педагогическое общение», 1979), уделял большое внимание языковой политике в образовании. Занимаясь проблемами психологии и психолингвистики, Л. продолжал трудиться в сфере общего языкознания; истории языкознания, в сфере исследования развития русского языка, в том числе применительно к конкретным задачам его использования («Речь в криминалистике и судебной психологии», (в соавт.), 1977). Выпустил обобщающую публикацию по папуасским языкам («Папуасские языки», 1974), а также первое научное описание языка ток писин («Язык ток писин», (в соавт.), 1981). Исследование народов и языков России представил в обобщающей монографии «Путешествие по карте языков мира», (1981; 1990). Опубликовал труды И.А. Бодуэна де Куртенэ, Е.Д. Поливанова, Л.П. Якубинского, ряд работ Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, монографию «Л.С. Выготский», (1990). Ведет большую научно-организационную и общественную работу: является генеральным секретарем Международной ассоциации коллективного содействия изучению языков (с 1990); поч. президентом Психолингвистического общества им. Л.С. Выготского (с 1991); президентом Межрегиональной общественной организации в поддержку развития образовательной программы «Школа 2100» (с 2000). Последние публикации Л.: «Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии», 2001; «Деятельный ум», 2001.

О.Г. Носкова