ЛЕОНТЬЕВ Алексей Алексеевич (1936 -
2004) – российский психолог, специалист в области общей психологии,
психолингвистики, психологии речи. Д-р филологических наук (1968), д-р
психологических наук (1975), профессор (1976). Д. чл. РАО (1992); чл. Бюро
Отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1993), чл. Совета по русскому
языку при Правительстве РФ (с 1999). Чл. редк. ряда международных и российских
журналов, а также отечественных и зарубежных общественных организаций,
связанных с изучением иностранных языков и психолингвистики. Окончил
филологический фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова (1958) по
специальности «филолог, преподаватель немецкого языка». После окончания
аспирантуры защитил канд. дис. по филологии (1966) на тему:
"Общелингвистические взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ". В течение
многих лет работал на кафедре методики преподавания иностранных языков фак-та иностранных языков МГПИ им. В.И. Ленина, занимался
проблемами психологии и методики преподавания иностранных языков. Одновременно
(с 1966 г.)
преподавал курс психолингвистики на кафедре общей психологии фак-та
психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Л. является основоположником и
организатором психолингвистических исследований в отечественной психологии,
автором теоретических трудов в этой области («Слово в речевой деятельности»,
1965; «Психолингвистика», 1967; «Основы психолингвистики», 1997). Разработал
наиболее известную теорию речепорождения («Психолингвистические единицы и
порождение речевого высказывания, 1969; «Язык, речь, речевая деятельность»,
1969) В этот период он защищает докт. дис. по филологии: "Теоретические
проблемы психолингвистического моделирования речевой деятельности" (1968)
и выпускает коллективную монографию «Основы теории речевой деятельности»,
(автор и отв. ред., М., 1974). Исследования в области языка и речевой
деятельности закономерно привели Л. к разработке проблем психологии общения. Он
автор одной из первых в стране монографий на эту тему («Психология общения»,
1974; 1997; 1999), на основе которой защитил докторскую диссертацию по
психологии ("Психология речевого общения", 1975). Наряду с В.А.
Кан-Каликом, разрабатывал тему "педагогическое общение" в
отечественной дидактике («Педагогическое общение», 1979), уделял большое
внимание языковой политике в образовании. Занимаясь проблемами психологии и
психолингвистики, Л. продолжал трудиться в сфере общего языкознания; истории
языкознания, в сфере исследования развития русского языка, в том числе
применительно к конкретным задачам его использования («Речь в криминалистике и
судебной психологии», (в соавт.), 1977). Выпустил обобщающую публикацию по
папуасским языкам («Папуасские языки», 1974), а также первое научное описание
языка ток писин («Язык ток писин», (в соавт.), 1981). Исследование народов и
языков России представил в обобщающей монографии «Путешествие по карте языков
мира», (1981; 1990). Опубликовал труды И.А. Бодуэна де Куртенэ, Е.Д.
Поливанова, Л.П. Якубинского, ряд работ Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева,
монографию «Л.С. Выготский», (1990). Ведет большую научно-организационную и
общественную работу: является генеральным секретарем Международной ассоциации
коллективного содействия изучению языков (с 1990); поч. президентом
Психолингвистического общества им. Л.С. Выготского (с 1991); президентом
Межрегиональной общественной организации в поддержку развития образовательной
программы «Школа 2100» (с 2000). Последние публикации Л.: «Язык и речевая
деятельность в общей и педагогической психологии», 2001; «Деятельный ум», 2001.
О.Г. Носкова