ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903 –
1979) – российский психолог, философ и педагог. Специалист в области общей и
экспериментальной психологии, инженерной и когнитивной психологии, проблем
методологии и философии психологии. Д-р психологических наук (1940), профессор
(1941). Д. чл. АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968), в 1950-е гг. был
ак.-секретарем и вице-президентом АПН РСФСР. Лауреат медали К.Д. Ушинского
(1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976), поч.
д-р ряда зарубежных ун-тов, в том числе Сорбонны. Окончил фак-т общественных
наук МГУ (1924), и начал свою профессиональную деятельность в Московском ин-те
психологии и др. московских научных учреждениях (1924- 1930).В 1930 г. переехал
в Харьков, где заведовал сектором Всеукраинской психолоневрологической академии
(до 1932 г. - Украинский психоневрологический институт) и кафедрой Харьковского
педагогического ин-та (1930-1935). Вернувшись в 1936 г. в Москву, работал в
Московском ин-те психологии и одновременно в ЛГПИ им. Н. К. Крупской. В 1940
защитил докт. дис.: «Генезис чувствительности и основные этапы развития
психики», в 1941 г. получил звание профессора. В 1942-43 гг. Л. - научный
руководитель эвакуационного госпиталя на Урале. С 1943 - зав. лабораторией,
затем Отделом детской психологии Института психологии, а с 1949 - зав. кафедрой
психологии МГУ. С 1966 по 1979 г. - декан фак-та психологии МГУ и зав. кафедрой
общей психологии. Лейтмотивом научного творчества Л. на протяжении всей его
жизни была разработка философско-методологических оснований психологической
науки. Профессиональное становление Л. как ученого произошло в 1920-е гг. под
влиянием его прямого учителя Л.С. Выготского, который буквально взорвал
традиционную психологию своими методологическими, теоретическими и
экспериментальными работами, заложившими основы новой психологии. Своими
работами конца 20-х гг. Л. также внес вклад в разработку созданного Выготским
культурно-исторического подхода к становлению человеческой психики. Однако уже
в начале 1930-х гг. Л., не порывая с культурно-исторической парадигмой,
начинает дискутировать с Выготским о путях ее дальнейшего развития. Если для
Выготского основным предметом изучения было сознание, то Л. более важным
представлялся анализ формирующей сознание человеческой практики,
жизнедеятельности. В работах Л. 30-х гг., опубликованных лишь посмертно, он
стремился утвердить идею о приоритетной роли практики в формировании психики и
понять закономерности этого формирования в фило- и онтогенезе. Его докт. дис.
была посвящена эволюции психического в животном мире - от элементарной
раздражимости у простейших до человеческого сознания. Господствовавшей в старой
психологии картезианской оппозиции "внешнее - внутреннее" Л.
противопоставляет тезис о единстве строения внешних и внутренних процессов,
вводя категориальную пару "процесс-образ". Л. разрабатывает категорию
деятельности как действительного (в гегелевском смысле) отношения человека к
миру, которая и выступает как основа этого единства. Это отношение не является
в строгом смысле индивидуальным, а опосредованно отношениями с другими людьми и
социокультурно выработанными формами практики. Сама структура деятельности по
своей природе социогенна. Идея о том, что формирование психических процессов и
функций происходит в деятельности и посредством деятельности, послужила основой
многочисленных экспериментальных исследований развития и формирования
психических функций в онтогенезе, выполненных Л. и его сотрудниками в 1930-60-е
гг. Эти исследования заложили основу для целого ряда новаторских
психолого-педагогических концепций развивающего обучения и воспитания, которые
в последнее десятилетие получили широкое распространение в педагогической
практике. К периоду конца 30-х - началу 40-х годов относится также разработка
хорошо известных представлений Л. о структуре и единицах анализа деятельности и
сознания. Согласно этим представлениям, в структуре деятельности различаются
три психологических уровня: собственно деятельности (акт деятельности),
выделяемой по критерию ее мотива, действий, вычленяемых по критерию
направленности на достижение осознанных целей, и операций, соотносящихся с
условиями осуществления деятельности. Для анализа сознания принципиально важной
оказалась введенная Л. дихотомия "значение - личностный смысл",
первый полюс которой характеризует "безличное", всеобщее,
социокультурно усвоенное содержание сознания, а второй - его пристрастность,
субъективность, обусловленную неповторимым индивидуальным опытом и структурой
мотивации. Во второй половине 1950-60-х гг. Л. формулирует тезис о системном
строении психики и вслед за Выготским разрабатывает на новой концептуальной
основе принцип исторического развития психических функций. Практическая и
"внутренняя", психическая деятельность не только едины, но могут
переходить из одной формы в другую. По сути, речь идет о единой деятельности,
которая может переходить из внешней, развернутой формы во внутреннюю, свернутую
(интериоризация) и наоборот (экстериоризация), может одновременно включать в
себя собственно психические и внешние (экстрацеребральные) компоненты. В 1959
г. вышла первым изданием книга Л. "Проблемы развития психики",
обобщавшая его работы 1930-50-х гг., за которую он был удостоен Ленинской
премии. В 1960-70-х гг. Л. продолжает разрабатывать "деятельностный
подход" или "общепсихологическую теорию деятельности". Аппарат
деятельностной теории он применяет для анализа восприятия, мышления,
психического отражения в широком смысле слова. Рассмотрение их как активных
процессов, имеющих деятельностную природу, позволило продвинуться на новый
уровень их понимания. В частности, Л. была выдвинута и подкреплена
эмпирическими данными гипотеза уподобления, гласящая, что для построения
чувственных образов необходима встречная активность органов восприятия. В конце
1960-х гг. Л. обращается к проблеме личности, рассматривая ее в рамках единой
системы с деятельностью и сознанием. В 1975 г. выходит книга Л.
"Деятельность. Сознание. Личность", в которой он, подводя итоги своим
работам 60-70-х гг., излагает философско-методологические основания психологии,
стремится "психологически осмыслить категории, наиболее важные для
построения целостной системы психологии как конкретной науки о порождении,
функционировании и строении психического отражения реальности, которое
опосредствует жизнь индивидов". Категория деятельности вводится Л. в этой
книге как путь преодоления "постулата непосредственности" воздействия
внешних раздражителей на индивидуальную психику, который нашел наиболее завершенное
выражение в бихевиористской формуле "стимул - реакция". Деятельность
выступает как "молярная, не аддитивная единица жизни телесного,
материального субъекта". Ключевым признаком деятельности выступает ее
предметность, в понимании которой Л. опирается на идеи Гегеля и раннего Маркса.
Сознание есть то, что опосредует и регулирует деятельность субъекта. Оно
многомерно. В его структуре выделяются три основных составляющих: чувственная
ткань, служащая материалом для построения субъективного образа мира, значение,
связывающее индивидуальное сознание с общественным опытом или социальной
памятью, и личностный смысл, связывающий сознание с реальной жизнью субъекта.
Основанием для анализа личности также выступает деятельность, вернее система
деятельностей, осуществляющих разнообразные отношения субъекта с миром. Их
иерархия, а точнее иерархия мотивов или смыслов, и задает структуру личности
человека. В 1970-е гг. Л. вновь обращается к проблемам восприятия и
психического отражения, но по-иному. Ключевым для него становится понятие образа
мира, за которым стоит, прежде всего, идея непрерывности воспринимаемой картины
действительности и образов отдельных объектов. Невозможно воспринять отдельный
объект, не воспринимая его в целостном контексте образа мира. Этот контекст
задает перцептивные гипотезы, направляющие процесс восприятия и опознания. Это
направление работ не успело получить какого-либо завершения. Л. создал обширную
научную школу в психологии, его работы оказали заметное влияние на философов,
педагогов, культурологов и представителей других гуманитарных наук. В 1986 г.
было создано Международное общество исследований по теории деятельности. Л.
также автор книг: «Развитие памяти», М., 1931; «Восстановление движения» (в
соавт.), М., 1945; «Избранные психологические произведения», в 2-х тт., М.,
1983; «Философия психологии», М., 1994.
А.А.Леонтьев,
Д.А. Леонтьев