http://www.museum.ikprao.ru/_mod_files/ce_images/peoples/levina_ik.jpgЛевина Роза Евгеньевна (1908 - 1989 ) – российский патопсихолог, доктор психологических наук, профессор. В 1928 г. под руководством Л.С. Выготского в составе «пятерки» студентов начала вести исследование планирующей (опережающей) речи ребенка как средства предвосхищения и регуляции действий. В 1936 г. завершила начатую по инициативе Выготского работу на тему «К психологии детской речи в патологических случаях», связанную с изучением значений слов у детей, страдающих алалией («Автономная детская речь», 1936). Ей удалось найти экспериментальный подход к сложнейшим вопросам смыслового строения сознания и межфункциональных связей на стадии доминирования восприятия и аффекта, характерных для начального периода речевого развития. Это позволило понять психологические механизмы нарушения чтения и письма у детей, связанные с отклонениями фонематического восприятия. Созданные ею психокоррекционные методы позволили предупреждать дефекты речи до поступления ребенка в школу. Серьезным вкладом в патопсихологию являлась предложенная Л. трактовка заикания. По ее мнению, существует особая группа психических процессов, которая обеспечивает деятельностный аспект вербальной коммуникации и опосредствует систему «аффект-речь». Заикание отражает дисфункцию этих процессов, нарушающих регуляцию актов речевого поведения. Наступление заикания может быть предотвращено правильной организацией воспитательной работы. Значимыми для психологии мышления и речи являлись исследования особенностей речевого развития умственно отсталых детей. Был показан вторичный характер отклонений речи при умственной отсталости, зависимость звуковой и смысловой сторон речи от состояния обобщающих процессов. Л. автор трудов: «Недостатки чтения и письма», 1941;), «Основы теории и практики логопедии», 1958; «Нарушения письма у детей с недоразвитием речи», 1961.

С.В. Ильина