ЛЯУДИС Валентина Яковлевна (1932 -
2002)– российский психолог, специалист в области педагогической психологии,
психология развития, общей и социальной психологи. Автор концепции функциональной
взаимосвязи генетических форм памяти. Д-р психологических наук (1979),
профессор (1984). Зам. председателя Совета по психологии УМО университетов
России (1988-2000). Засл. профессор МГУ (1996). Закончила отделение психологии
философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1955). В
1960-70-е гг. занималась исследованием проблем психологии памяти. Под
руководством П.И. Зинченко выполнила и защитила канд. дис.: “Структура
мнемического действия” (1967). Продолжая исследования в этом направлении в 1978 г. защитила докт. дис.:
“Развитие памяти в процессе обучения”. В работах Л. были выявлены и впервые
описаны функциональная структура и условия развития четырех генетически
различных форм памяти: 1) бессознательной памяти на ранних этапах онтогенеза
психики; 2) переходной, внешне опосредованной памяти; 3)осознаваемых
произвольных процессов памяти; 4) метапамяти. Установлена специфика процесса
функционального развития памяти, связанная с ростом готовности к предстоящему,
посредством реорганизации схем преемственности актуального поведения по
отношению к прошлому и будущему. На основе концепции
функциональной взаимосвязи генетических форм памяти построены программы
обучения письменной речи в начальной школе, учебной деятельности в начальной,
средней и высшей школах («Память в процессе развития», М., 1976; «Формирование
контрольно-корректировочных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ»
(М., 1983, в соавт.). С 1980-х гг. разрабатывает концепцию учения как
продуктивной и творческой деятельности преподавателя совместно с учениками.
Проектирование сотрудничества учителей и учащихся в процессе обучения,
осуществляющееся в естественных условиях, позволило выявить систему форм
взаимодействий, межличностных отношений и общения, как предпосылок взаимосвязи
интеллектуального и нравственного развития личности в процессе обучения
(«Инновационное обучение и наука», М., 1992). Л. разрабатывает также общие
вопросы теории и истории педагогической и возрастной психологии, исследует
проблемы формирования личности в юношеском возрасте. Занимается анализом
методики преподавания психологии, психологическими основами инновационного
обучения («Психологические основы формирования письменной речи у младших
школьников (Кишинев, 1983, в соавт.); «Методика преподавания психологии», М.,
1984). Автор и ред. ряда научных трудов и уч. пособий, в том числе:
«Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся», М.,
1980, соред. совм. с А.А. Бодалевым; «Хрестоматия по возрастной и
педагогической психологии», ред. и соавт, (т.1. - 1980; т.2. - 1981); «Изучение
и проектирование работы школы в социологическом аспекте (Место и функции
социолога в школе)», М., 1993.
О.Г.
Носкова.