http://www.ipras.ru/engine/doc_images/lyaudis.jpgЛЯУДИС Валентина Яковлевна (1932 - 2002)– российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психология развития, общей и социальной психологи. Автор концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти. Д-р психологических наук (1979), профессор (1984). Зам. председателя Совета по психологии УМО университетов России (1988-2000). Засл. профессор МГУ (1996). Закончила отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1955). В 1960-70-е гг. занималась исследованием проблем психологии памяти. Под руководством П.И. Зинченко выполнила и защитила канд. дис.: “Структура мнемического действия” (1967). Продолжая исследования в этом направлении в 1978 г. защитила докт. дис.: “Развитие памяти в процессе обучения”. В работах Л. были выявлены и впервые описаны функциональная структура и условия развития четырех генетически различных форм памяти: 1) бессознательной памяти на ранних этапах онтогенеза психики; 2) переходной, внешне опосредованной памяти; 3)осознаваемых произвольных процессов памяти; 4) метапамяти. Установлена специфика процесса функционального развития памяти, связанная с ростом готовности к предстоящему, посредством реорганизации схем преемственности актуального поведения по отношению к прошлому и будущему. На основе концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти построены программы обучения письменной речи в начальной школе, учебной деятельности в начальной, средней и высшей школах («Память в процессе развития», М., 1976; «Формирование контрольно-корректировочных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ» (М., 1983, в соавт.). С 1980-х гг. разрабатывает концепцию учения как продуктивной и творческой деятельности преподавателя совместно с учениками. Проектирование сотрудничества учителей и учащихся в процессе обучения, осуществляющееся в естественных условиях, позволило выявить систему форм взаимодействий, межличностных отношений и общения, как предпосылок взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития личности в процессе обучения («Инновационное обучение и наука», М., 1992). Л. разрабатывает также общие вопросы теории и истории педагогической и возрастной психологии, исследует проблемы формирования личности в юношеском возрасте. Занимается анализом методики преподавания психологии, психологическими основами инновационного обучения («Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников (Кишинев, 1983, в соавт.); «Методика преподавания психологии», М., 1984). Автор и ред. ряда научных трудов и уч. пособий, в том числе: «Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся», М., 1980, соред. совм. с А.А. Бодалевым; «Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии», ред. и соавт, (т.1. - 1980; т.2. - 1981); «Изучение и проектирование работы школы в социологическом аспекте (Место и функции социолога в школе)», М., 1993.

О.Г. Носкова.