ЛОМОНОСОВ Михаил
Васильевич (1711 – 1765) - русский ученый, энциклопедист, мыслитель, поэт. Академик
Петербургской АН, чл. Академии художеств, поч. чл. Шведской АН и Болонской АН.
Окончил Славяно-греко-лат. академию в Москве, был затем направлен в АН в
Петербурге, а затем в Марбургский ун-т. В 1741 г. вернулся в Россию.
Впоследствии по его инициативе был создан Московский ун-т (1755), ставший новым
центром русской науки и культуры. Развивал идеи науки нового времени. Трактовал
человека и его психическую деятельность с естественнонаучных позиций, сыграл
важную роль в духовном развитии русского общества. Источником познания считал
"простые идеи", возникающие в организме при контактах органов чувств с природными телами, причем как организм, так и эти
тела мыслил подчиненными объективным законам единого Универсума. Из простых
идей, согласно Л., возникают сложные идеи, в том числе входящие в состав науки,
социальное значение которой для просвещения народа и прогресса культуры
ставилось Л. чрезвычайно высоко. Научное познание представлял как взаимосвязь теоретического и эмпирического. "Из наблюдения установлять
теорию, через теорию исправлять наблюдение есть лучший способ к изысканию
правды" - писал Л. При этом он настоятельно подчеркивал
важность служения науки общественным нуждам, и сам своей многосторонней
деятельностью, как исследовательской, так и организаторской способствовал
этому, что и дало Пушкину основание назвать Л. "самобытным сподвижником
просвещения". Высоко ставя задачу подготовки квалифицированных молодых
людей для развития в России образования и науки, Л. настаивал на зависимости их
успехов от природных дарований, возлагая надежду на вовлечение их в науку
независимо от сословной принадлежности. Высказал ряд новаторских положений об
эмоциях (страстях) и их своеобразии в различные возрастные периоды. (Например,
он полагал, что "в старости страсти возбудить и утомить труднее, чем в
молодости"). Большое внимание уделял воздействию речи на психику человека.
При этом особо подчеркивал воспитательную (а не только образовательную) роль
языка, в особенности для воспитания патриотизма. Л. принадлежит также
оригинальное объяснение восприятия цвета. Автор трудов: «Полное собр. соч., тт.
1-10, М.-Л.,
1950; «Избр. произв.», М.-Л., 1965.
М.Г. Ярошевский