ЛОПАТИН Лев Михайлович (1855 - 1920) - российский философ,
психолог. Окончил историко-философского фак-т
Московского ун-та (1879), преподавал философию, и русскую литературу в
гимназиях и на Московских высших курсах Герье. С 1881 работает на кафедре
философии Московского ун-та, где вышел его первый печатный труд "Опытное
знание и философия" (1881). В 1883 г. Л. сдал магистерский экзамен, в 1885 он
- приват-доцент, в 1886 защитил магистерскую дис. (на
основе первого тома "Положительных задач философии"), а в 1891 г. – докт. (на основе
второго тома), в 1892 г.
- экстраординарный профессор, в качестве которого читал курсы по истории новой
философии и основным проблемам познания. В 1897 г. - ординарный
профессор. Обучаясь в Московском ун-те у М.М. Троицкого,
перенял от него глубокий интерес к психологии. Несмотря на всю свою
критичность, заимствовал у Троицкого многие психологические постулаты: о
"субъективности познания", о "пространственности материальных
объектов и темпоральности духовных", о "логической природе
мышления", о приоритете самонаблюдения над другими методами психологии.
Кроме этого, он заимствовал и общий взгляд на современную философию (и
психологию), которая "не дала ничего нового, что не было бы известно еще в
прошлом веке". Был с 1886 г. членом Московского
психологического обществом, возглавляемого Н.Я. Гротом, а после трагического
для российской философии первого пятилетия ХХ века, когда скончались М.М.
Троицкий, Н.Я. Грот, С.С. Корсаков, А.А. Токарский, В.С. Соловьев, С.Н.
Трубецкой В.П. Преображенский, стал его председателем и ред. журнала
"Вопросы философии и психологии", в котором с 1890 публиковал
свои основные статьи по психологии, посвященные этическим задачам в современной
философии (1890); исследованию подвижных ассоциаций представлений (1893);
понятиям о душе по данным внутреннего опыта (1896); спиритуализму как
психологической гипотезе (1897); бессознательной душевной жизни (1900); методу
самонаблюдения в психологии (1902) и др. Несмотря на негативное отношение
широких слоев российской интеллигенции конца XIX в. к метафизике
(стремительное развитие естественных наук заставляло признавать ценность только
за конкретными эмпирическими данными, наглядными и предельно простыми), Л. был
убежден в необходимости метафизической философии, раскрывающей
"необходимые истины разума" («Спиритуализм, как монистическая система
философии»,"Вопр. филос. и психол.", 1912 ).
Его позиция имела существенные основания: он очень рано понял, что есть
некоторые мировоззренческие вопросы, которые не могут быть решены в
окончательном виде в рамках конкретных наук. И главным из них является вопрос о
целеориентированности человеческой деятельности, о ее нравственных основаниях.
Уже тогда Л. ясно почувствовал, что решение этого вопроса находится не в том
измерении, где происходит развитие естественных наук и техники. Именно этим
было обусловлено его обращение к проблеме "свободы воли", поскольку
она ключевая в обосновании смысла человеческой деятельности, увязывая "естественно-складывающиеся"
тенденции и "сознательно-задаваемые" цели. Это проблема нравственного
выбора, в силу чего она ориентирована на будущее и не предполагает опровержение
принципа детерминизма. С самого начала Л. постулировал, что духовное обладает
одними качествами, а материальное - другими. Такое противопоставление
материального и духовного, совершенно исключающее момент развития, имело для Л.
определенное тактическое основание: в подобном ключе он строил критику теории
психофизического параллелизма. После Октябрьской революции уклад жизни
московской интеллигенции был почти полностью разрушен. Только Московский
университет за 1919-1920 г.г.
похоронил 12 профессоров, не выдержавших голода и моральных страданий. Все
друзья и знакомые Л., которые остались в России, жили чрезвычайно тяжело, но
еще большую роль стали играть чисто человеческие отношения. Л. был совершенно
убежден в том, что человек не может умереть до тех пор, пока его земная миссия
не будет исполнена, и в этом он старался убедить других. Он публикует статью «Неотложные
задачи современной жизни» ("Вопр. филос. и психол.", 1917). За
несколько месяцев до своей смерти он производил впечатление человека, еще
полного умственных сил. Но его истощенный организм не хотел больше служить
"прибежищем" лопатинского духа. Всегда тяжело переносивший холода,
Лопатин в марте 1920 г.
простудился и получил воспаление легких. Так, 21 марта 1920 г. умер один из
последних идеалистов прошлого века, названный В.И. Лениным "философским
черносотенцем". Философские идеи Л., безусловно, оказали существенное
влияние и на его университетских учеников (П. Флоренского, С. Франка), и на
тех, с кем ему приходилось полемизировать, например, Н. Бердяева и Л. Шестова,
благодаря которым через издаваемый ими в 20-х гг. в Париже журнал "Путь"
познакомились с этими идеями французские персоналисты. В основном это касалось
обоснования Л. роли индивидуального начала. Но его психологические идеи, прежде
всего о целостности психической жизни, вряд ли были тогда
услышаны и их пришлось переоткрывать уже другим ученым. Л. автор трудов:
«Психология», М., 1902; «Философские характеристики и речи», М., 1911;
«Положительные задачи философии», М., 1911; «Курс психологии. (Лекции, читанные на историко-филологическом фак-те Имп. Московского Университета и на Высших Женских курсах в 1903-1904 г.), М., 1903.
Л.А.
Карпенко, И.М. Кондаков.