Лубовский Владимир Иванович (р. 1923)
- российский психолог, дефектолог, д-р психологических наук (1975), профессор
(1978), д. чл. АПН СССР (1989) и РАО (1993). Участник ВОВ, награжден
многими боевыми и трудовыми наградами, орденом «Знак почета». После демобилизации в ноябре 1945 поступил в Московский ин-т
инженеров связи, но в 1946 г.
оставил его и поступил на отделение психологии фак-та философии МГУ им. М.В.
Ломоносова, который окончил в1951 г. С 1953 работает в Институте дефектологии
АПН РСФСР, в 1986-1992 гг. являлся директором института, с 1992 г – зав. лабораторией
психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной
педагогики РАО. Профессор дефектологического фак-та
МГПИ им В.И. Ленина (ныне МГПУ). С 1970 по 1984 г. был гл. ред. журнала
«Дефектология». Основное направление научных исследований Л. связано с
проблемами общих и специфических закономеpностей
психического развития детей с умственными и физическими недостатками. Продолжая и развивая идеи Л. С. Выготского, касающиеся основ
психического развития, Л. выделил и исследовал ряд закономерностей,
проявляющихся в психическом развитии аномальных детей, изучал развитие
произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического
развития дошкольного и школьного возрастов («Динамика развития
детей-олигофренов», М., 1963, в соавт., М., 1967 (пер. на япон. яз.); «Развитие словестной регуляции действий у детей в норме и
патологии, М., 1978). Исследована слуховая и зрительная чувствительность
у детей с физическими недостатками. Сконструирована методика объективной оценки
слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии.
Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих
разной этиологии («Дети с задержкой психического развития», М., 1984). В связи
с этим Л. ставились и решались общие вопросы организации обучения и воспитания
детей с недостатками развития, создания для них специальных школ («Обучение
детей с задержкой развития», 1981, в соавт.). Л. занимается также исследованием
проблем психологической диагностики аномального развития детей. Разработал новый подхода к психологической диагностике нарушений
развития, основанный на представлениях об общих и специфических закономерностях
психического развития, первичных и вторичных дефектах, об актуальной и
ближайшей зонах развития («Психологические проблемы диагностики аномального
развития детей», 1989). Теоретические исследования в области
дефектологии потребовали разработки специальной терминологии, в связи с чем Л. совместно с др. учеными создал словарь: «Терминология: дефектология», Юнеско, Париж, 1977 (пер. на англ.,
фр., исп. языки); «Терминология дефектологии», Юнеско, Женева, 1983.
В.А. Сумаpокова