МАХ (Mach) Эрнст (1838 - 1916) - австрийский физик, философ, психолог. Представитель эмпириокритицизма. Профессор, действительный член Венской академии наук. Образование получил в Венском университете, где с 1855 г. обучался физике, философии, математике. В 1860 г. защитил диссертацию («Über elektrische Entladung und Induktion»), с 1861 г. М. - приват-доцент физики Венского ун-та, здесь обращается к решению вопросов физиологии органов чувств. Был в близких дружеских отношениях с Й. Брейером, вместе с которым изучал функции вестибулярного аппарата. После ряда безуспешных попыток занять вакантное место профессора М. переезжает в Грац на кафедру математики, с 1864 он - профессор математики, с 1866 г. - профессор физики, с 1867 г. - профессор ун-та Праги, где выполнял функции декана (1872-1873) и ректора (1879-1880). В 1883-84 г. - ректор пражского Немецкого ун-та. В 1895 возвращается в Вену, возглавляет кафедру истории и теории индуктивных наук в Венском ун-те (1895-1898), затем до 1901 г. – профессор философии. С 1898 г. М. был вынужден из-за болезни устраниться от дел и до 1913 г. жил в Вене, а затем переехал под Мюнхен, где провел последние годы жизни. В период между двумя мировыми войнами был создан "Союз Эрнста Маха", организованный по инициативе членов Венского кружка, который работал, прежде всего, на ниве просвещения. В философском плане М. отстаивал позиции позитивистского функционализма, декларирующего свободу от метафизики и опирающегося на принципы эмпирической верифицируемости теоретических положений, дискриптивности научных законов и максимальной простоты концептуальных построений. Все факты действительности должны быть наблюдаемы, и поэтому понятие атомов, в частности, следует отбросить. Физике Ньютона (абсолютные пространство, время и движение) М. противопоставил свои релятивистические представления о данных категориях как субъективно обусловленных. В 1886 г. М. сформулировал мысль, что и физическое, и психическое имеет один и тот же субстрат - "нейтральный опыт", который состоит из "элементов опыта". Предложил подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций. Устойчивые и функционально связанные между собой в пространстве и времени ощущения (комплексы цветов, тонов, различных степеней давления и пр.) запечатлеваются в нашей памяти и находят свое отражение в языке, прежде всего, как предметы окружающего мира. Задача же философии и психологии, как ее понимал М., заключается в поисках неразложимых в настоящий момент элементов, как, например, цвет, форма, образующих в сумме те или иные предметы. Особый класс ощущений, или воспоминаний о них, представляют собой ощущения, связанные с живым телом (настроения, чувства), обозначаемые как «Я». «Я» - принципиально такая же группа ощущений, как и все другие предметы. Подобная позитивистская трактовка категории «Я» повлияла затем на учение У. Джемса о сознании и основные постулаты бихевиоризма, а также с энтузиазмом была воспринята венскими импрессионистами (Г. Бар, Р. Музиль). М. проводил экспериментальные исследования визуального, акустического и двигательного восприятия, в частности, придумал экспериментальную ситуацию для анализа воспринимаемого движения, когда глаза испытуемого фиксировались с помощью кусочков мягкой замазки («Analyse der Empfindungen und das Verhältnis des Physischen zur Psychischen», Jena, 1886, в рус. пер.:» Анализ ощущений и отношение физического к психическому», 2 изд., М., 1908). Исследовал двигательные иллюзии при помощи сконструированного им так называемого "барабана Маха", а латентное торможение - при помощи «полос Маха». М. автор трудов: «Die Lehre von den Bewegungsempfindungen», 1875; «Beitrage zur Analyse der Empfindungen”, Jena, 1886; «Die Erkenntnis und Irrtum», 1905. В рус. пер. также изд. труды: «Познание и заблуждени»е, М., 1909; статьи в Сб. «Новые идеи в философии» («Философское и естественнонаучное мышление», сб. 1; «Основные идеи моей естественнонаучной теории познания», сб. 2.), СПб., 1912.

И.М. Кондаков