МЕЙМАН (Meumann) Эрнст (1862 – 1915) -
немецкий психолог и педагог, один из основателей экспериментальной педагогики и
педагогической психологии. Учился в ун-тах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В
1893-1894 работал ассистентом Вундта в Лейпциге. С 1897 г. - профессор
философии и психологии в ун-тах Цюриха, Лейпцига, Гамбурга и др. Один из
основателей журнала "Архив общей психологии"(1903) и "Журнала
экспериментальной педагогики" (1905). Уделял большое внимание прикладному
аспекту детской психологии и педологии,
доказывая, что их главной задачей является разработка методологических основ
обучения детей. Трехтомник М.: "Лекции по экспериментальной
педагогике" (1907) представлял своего рода энциклопедию педагогической
психологии, в которой было не только собрано все, что было накоплено в то время
этой наукой, но и предложены новые подходы к пониманию познавательного
развития. В своих теоретических подходах М. стремился соединить
ассоцианистический подход Селли с теорией рекапитуляции, предложенной Ст.
Холлом. Исходя из этого, он разрабатывает свою периодизацию, критерием в
которой являются уже не абстрактные способы добывания пищи, но этапы
интеллектуального развития. М. считал, что детская психология должна не только
изучать стадии и возрастные особенности психического развития, но и исследовать
индивидуальные варианты развития, например проблемы детской одаренности и
умственной отсталости, врожденные склонности детей. При этом обучение и
воспитание должны основываться как на знании общих закономерностей, так и
понимании особенностей психики данного конкретного ребенка. При психологической
лаборатории М. в Гамбургском ун-те была организована экспериментальная школа,
которая просуществовала более двадцати лет. В школе опробовались различные
программы, разработанные с учетом периодизации М., а также исследовались
различные способы отбора детей в классы на основе их предварительной
диагностики. При этом были экспериментально изучены разные критерии отбора - по
уровню интеллекта, по интересам и склонностям детей, а также по адекватному для
них стилю общения с учителем. Необходимо отметить, что если одаренность, также
как и познавательные интересы детей, в той или иной степени учитывались и
прежде, то проблема взаимодействия учителя и учеников и реакции учеников на
разные стили общения впервые с такой полнотой была поставлена именно М. Автор
трудов в рус. пер.: «Экономика и техника памяти», М., 1913; «Лекции по
экспериментальной педагогике», т.1-3, М., 1914-1917; «Очерки экспериментальной
педагогики», М., 1922.
Т.Д.
Марцинковская