МАК-ДАУГАЛЛ (McDougall) Вильям (1871 - 1938) - англо-американский психолог,
один из основателей социальной психологии (ввел этот термин в 1908 г.), автор концепции
гормической психологии. Образование получил в Университете королевы Виктории
(бакалавр, магистр, 1890), затем учился в Кембриджском ун-те (бакалавр
гуманитарных наук, 1894; бакалавр медицинских наук, бакалавр химии, магистр
гуманитарных наук, 1897). Одновременно, с 1894 по 1898 г., изучал медицину в
госпитале Св. Фомы в Лондоне. В 1898 г. сопровождал в
качестве врача группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в
Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял
психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил вместе с Дж.А. Миллером научную стажировку у Г.Э. Мюллера в ун-те
Геттингена в Германии по проблеме цветового зрения (1900). С 1901 по 1904 г. М.-Д. - ассистент в
экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, где вместе с
Ф. Гальтоном работал над созданием психологических тестов. Их исследования
повлияли на развитие факторного анализа, который разрабатывал совместно с
Сирилом Бартоном Ч.С. Пирс. Как и М.-Д., Ч.С. Пирс работал в это время в
Лондонском университетском колледже. С 1904 по 1920, М.-Д. преподавал
ментальную философию в Оксфордском ун-те. В 1908 г. защитил здесь
магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности "Physiological
Psychology" (1905) и "Body and Mind: A History and Defense of
Animism" (1911), где пытался доказать наследуемость приобретаемых
признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920 г. М.-Д. переехал из
Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г. Мюнстерберга в
Гарвардском ун-те. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, М.-Д. перебрался
в 1927 г.
в ун-т Дьюка (Дарем, Северная Каролина), где стал деканом фак-та
психологии. Решительно заявил о себе как об оригинальном
мыслителе еще в 1908 г.,
когда вышла одна из важнейших его работ («An Introduction to Social
Psychology». L, 1908, в рус. пер.:
«Основные проблемы социальной психологии», М., 1916), где он сформулировал
основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его
"гормической психологии", как части динамической психологии, делающей
упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основы. При
этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в
частности, представлениям, высказанным Дж. Уотсоном об
инстинктах (1913). Навык, по мнению М.-Д., сам по себе не является движущей
силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил
человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные
побуждения. Но его понимание инстинкта, из-за расплывчатости, вызвало критику
специалистов по этологии, в частности К. Лоренца. В основе поведения лежит
интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит
свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения.
Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы
и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром
инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде, направленных на те или иные цели, побуждений, они получают свое выражение
в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт - этот термин был в
дальнейшем заменен М.-Д. на термин "склонность" - представляет собой
врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями,
содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки
информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Т.
о., это психофизическое предрасположение заставляет индивида что-либо
воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и
импульс к действию. Первоначально М.-Д. выделял 12 видов
инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность
(удивление) - еще в 1908 г.
он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, -
агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение
(воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода,
пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт
созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с
соответствующими эмоциями, т. к. внутренним выражением инстинктов являются
эмоции. Опираясь на учение Ч. Дарвина об эмоциях, трактовал их как аффективный
аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует
определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство - с
удивлением, драчливость - с гневом, родительский инстинкт - с нежностью.
Критиковал теорию Джемса—Ланге за то,
что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и
игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы
чувства: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным
устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что
обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами
или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивно-эмоциональное
оценивание. Среди чувств рассматривал, как наиболее важное, так называемое
"эготическое", связанное с самосознанием. Переживание счастья
обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в
контексте единства личности. М.-Д. - один из зачинателей
социально-психологических исследований - пытался дать научную интерпретацию
процессам в социальных группах. Трактовал социальную потребность как стадный
инстинкт, а групповое общение - как организацию системы взаимодействующих
энергий всех членов этих групп ("душа группы"), развивал представление
о сверхиндивидуальной национальной душе («The Group Mind», Cambridge, 1920).
Как и его предшественник, У. Джемс, М.-Д. имел выраженный научный интерес к
оккультным феноменам. В 1927
г., при участии Дж. Райна, организовал в ун-те Дьюка
первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической
энергии - как такой же действенной, как и физическая
(«The Frotiers of Psychology», L., 1934). На этой основе вновь пытался подойти
к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена
"множественной личности", здесь он пришел к пониманию личности как
системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области
дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных
характеристик (Г.У. Олпорт, Г.А. Мюррей, Р.Б. Кеттел, Ф. Лерши и др.). М.-Д. автор большого количества трудов, в том числе: «Pagan Tribes of Borneo, v.1-2,
L., 1912; “An Outline of Psychology”, 1923; “An Outline
of Abnormal Psychology”, 1926; “Character and the Conduct of Life”, L., 1927;
“Emotion and feeling distinguished” / (ed.) Reymert M.L.; “Feelings and
Emotions”, Worcester, 192. (в рус. пер.: «Различение эмоции и чувства»// «Психология эмоций. Тексты», М., МГУ, 1984); “World Chaos”, L., 1931; “The Energies of Men: The Fundamentals of Dynamic Psychology’, L., 1932; “Psycho-analysis and
Social Psychology”, L., 1936; “Psychology: Study of Behavior”, 1912, 2 ed., L.,
1952.
И.М. Кондаков