МАЛОФЕЕВ Николай Николаевич (р.
1948) – российский дефектолог, специалист в области специальной психологии и
коррекционной педагогики, методологии сравнительного анализа процессов
становления и развития систем образования разных стран мира, прогнозирования тенденций развития систем образования детей с отклонениями
развития. Д-р педагогических наук (1996), чл.-кор. РАО
(1999). Чл. международного научного общества “The Orton Dislexia Society”
(1997). Награжден медалью им. К.Д. Ушинского. После
окончания дефектологического фак-та МГПИ им. В.И.
Ленина(1973), работал логопедом в специальной школе села Тевриз Омской области
(1973-1975), а затем логопедом и завучем Московской областной детской
психоневрологической больницы (1975-1981). С 1981 по 1989 г. работает в НИИ дефектологии
АПН СССР. С 1992 г.
- директор этого ин-та, который в связи с реорганизацией АПН СССР был
переименован в Институт Коррекционной Педагогики РАО. Накопление успешного
практического опыта оказания логопедической помощи детям с церебральным
параличом позволило М. в период работы в НИИ дефектологии АПН СССР провести под
руководством М.В. Ипполитовой одно из первых исследований в области методов
формирования словаря младших школьников с церебральным параличом. Это
исследование было положено в основу канд. дис. (1988) и опубликовано в виде
методического пособия «Формирование словаря младших школьников с церебральным
параличом». В 1990-е гг. М. провел развернутое исследование
процессов становления и развития отечественной системы специального
образования, в ходе которого был разработан новый методологический подход к
сравнительному анализу систем специального образования разных стран мира;
показана эволюция отношения государства к детям с выраженными отклонениями в
развитии, проанализирован процесс становления и развития систем специального
образования, методы научного прогнозирования тенденций их развития. Результаты исследования были представлены в докт. дис.: «История
становления и развития системы специального образования в России» (1996) и
обобщены в монографии «Специальное образование в России и за рубежом» (1996) В
монографии обосновывалась необходимость перехода к системе специального
образования нового типа, были определены основные характеристики этой системы,
подчеркнута необходимость развития нового понятийного аппарата современной
специальной психологии и коррекционной педагогики. В. этот же период М.
руководит созданием ряда экспериментальных площадок в разных регионах России,
где внедряются разработанные в Институте новые модели образовательных учреждений
для детей с нарушениями в развитии, новые программы и технологии их обучения. В
1999 г.,
возглавив кафедру коррекционной педагогики УРАО, уделяет особое внимание
проблеме формирования способности будущих специалистов анализировать «движущие
силы» и тенденции развития системы специального образования, их умения
использовать инструменты научного анализа инновационных подходов к специальному
обучению. Публикуется программа курса обучения студентов «Социо-культурные
основы специального образования и перспективы его развития в России ХХI века» (2000г.) и завершается работа над двухтомным
учебным пособием «Особый ребенок в меняющемся мире» (2002). Кроме этого М.
автор книг: «Специальное образование в России и за
рубежом», М., 1996; «Специальное образование в России: вчера, сегодня, завтра»,
(Утрехт, Голландия), 1996; «Special Education in Russia: Historical Aspects»
(USA), 1998; «Социо-культурные основы специального образования и
перспективы его развития в России XXI в.»,
М., 2000; «Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы»,
М., 2000; «Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми
образовательными потребностями», М., 2000; «История становления и развития
специального образования в России», М., 2001.
О.С.
Никольская.