https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7eb8b019258c9a5e66bdcb51dbb4d5d9&n=22МАЛЫХ Сергей Борисович (р.1958) - российский психолог, специалист в области дифференциальной психологии и психофизиологии, психогенетики. Д-р психологических наук (2000), профессор (2005), Чл-корр. РАО (2006), д.чл. РАО (2012). И.о. академика секретаря Отделения психологии и возрастной физиологии РАО (2015), зав.лаб. возрастной психогенетики ПИ РАО (1993), со-руководитель Российско-Британской лаборатории психогенетики (ПИ РАО и Голдсмитс Университета Лондона, 2011), научный консультант лаборатории Inlab, факультет психологии Голдсмитс Университета Лондона, со-директор Международного центра исследований развития человека Национального исследовательского Томского университета (2014). Зам. председателя экспертного совета ВАК по педагогике и психологии, член Президиума РПО , член постоянной комиссии по науке Европейской Федерации Психологических ассоциаций. Главный редактор журнала "Теоретическая и экспериментальная психология", член редсовета журналов "Psychology in Russia", "Сибирского Психологического журнала",  «Вестник практической психологии образования»,  «Вестник Южно-Уральского университета. Серия Психология», "Медико-социальная экспертиза и реабилитация".

Награжден медалями «В память 850-летия Москвы», «За укрепление боевого содружества», медалью К.Д.Ушинского, нагрудный знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», «Почетный работник общего образования Российской Федерации», лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (1999), Почетный доктор Кыргызско-Российского Славянского университета (2013).

Окончил отделение психологии Саратовского госуниверситета (1979), после окончания работал в Удмуртском госуниверситете (1979-1982). В 1982 году поступил в аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию по психофизиологии:  «Индивидуальные особенности потенциалов мозга, связанных с движением, и роль генотипа в его формировании». В 2000 г. защитил – докторскую диссертацию по общей психологии: «Генетические основы индивидуально-психологических различий: развитие и структура психологических и психофизиологических признаков».

 Вся профессиональная жизнь связана с институтом: аспирант (1982-1985), мнс (1986-1990), снс (1990-1993), зав.лаб. (1993), зам.дир. по науке (2002-2013),  и.о.директора института (2013-2014). С 1997 по 2011 проректора по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета. В 2011 году создал совместно с проф. Ю.Ковас Российско-Британскую лабораторию психогенетики (ПИ РАО совместно с Голдсмитс Университетом Лондона). 

Основной целью исследований С.Б.Малых является изучение сложных процессов взаимодействия генов и среды в ходе психического развития человека. Для изучения природы индивидуальных различий в психологических и психофизиологических признаках человека реализуются междисциплинарные исследования с использованием методов количественной и молекулярной генетики, методов нейронаук, экспериментальной психологии и др. Особое место в этих исследованиях занимают генетически информативные лонгитюдные исследования, которые позволяют оценить причинно-следственные отношения между исследуемыми характеристиками. В исследованиях проанализирован вклад генотипа и среды в индивидуальные особенности когнитивных характеристик, темперамента, личностных характеристик, депрессивных переживаний, поведенческих и эмоциональных особенностей у детей на протяжении школьного детства. Выявлена роль генетических факторов в индивидуальных особенностях электроэнцефалограммы и потенциалов мозга, связанных с движением, в ходе онтогенеза. Сформулирована концепция о зависимости оценок наследуемости психологического признака  от того контекста, в котором происходит его реализация. За цикл исследований по теме "Отечественная психогенетика как область исследований и учебная дисциплина в высшей школе" С.Б.Малых с коллективом сотрудников удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1998 год. Исследования С.Б.Малых также направлены на идентификацию конкретных генетических полиморфизмов, связанных с индивидуальными различиями в таких психологических признаках, как эмоциональные и поведенческие особенности, когнитивные и личностные характеристики человека. Большое внимание в исследованиях С.Б.Малых уделяется новому направлению в Российской психологии - изучению роли генетических и средовых факторов в индивидуальных особенностях психологических характеристик, важных для образования. Понимание сложных процессов взаимодействия генов и среды в ходе развития человека важно для разработки персонализированного подхода к обучению и оптимизации системы образования. Фактически эти исследования сформировали новое направление исследований - психогенетика образования. В рамках Международной сети исследований детского здоровья и развития (International Network for Research in Child Health and Development), которая объединяет лаборатории и научные группы из России, Великобритании, Канады, США, Китая и других стран был реализован ряд масштабных кросс-культурных генетически информативных исследований, результаты которых  внесли важный вклад в понимание природы индивидуальных различий в значимых для образования психологических характеристиках: мотивации, чувства числа, пространственных способностей, математической тревожности и других. Под руководством С.Б. Малых было защищено одна докторская и 17 кандидатских  диссертаций.

Им опубликовано более 320 научных работ,  в том числе  монографий,  учебников и учебных пособий, статьи в ведущих российских и зарубежных журналах. С.Б.Малых является соавтором первого в России учебника для ВУЗов "Основы психогенетики" (1998). Основные результаты исследований представлены в следующих книгах: «Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности  человека», М., Педагогика, 1988; "Генетика поведения: количественный анализ психологических и психофизиологических признаков в онтогенезе". Под ред. Малых С.Б., М., Sociologos, 1995; "Психогенетика: теория, методология, эксперимент" М., Эпидавр, 2004; Gene. Brain. Behavior. S.B. Malykh, A.M. Torgersen (Eds), Oslo, Moscow, 2007; Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетика. Учебник для Вузов, Изд-во Питер, 2008, т.1,т.2; Behavioural Genetics for Education.  Kovas Y., Malykh S., Gaysina D. (Eds), Palgrave MacMillan, 2016.

Т.Н. Тихомирова