МАЛЬЦЕВА Екатерина Алексеевна (1883 – 1964) – российский
психолог, музыковед, д-р философии (1913). Специалист в области музыкальной
психологии. Окончила в Берлине консерваторию Штерна по классу. П. К. Луценко, в
1912 - философский фак-т Берлинского ун-та. В 1913 защитила докт. дис. на тему:
"Узнавание музыкальных интервалов в крайних регистрах музыкальной
скалы". В 1914 возвратилась в Россию. В 1917 г. окончила экстерном
историко-филологический фак-т Московского ун-та по специальности «психология».
С 1918 вела педагогическую работу в Москве. В 1920 г. начала работу в области
музыкальной психологии в физиолого-психологической секции МУЗО Наркомпросса. В
1921-31 гг. - действительный член Государственного ин-та музыкальной науки
(ГИМН), заведовала физиолого-психологической секцией и кабинетом
экспериментальной психологии. Была председателем комиссии по изучению
музыкального восприятия. Одновременно в 1920-1931, 1935-1941 и 1944-1947
преподавала музыкальную психологию в Московской консерватории. В 1944-1947 гг. М.
- с.н.с. акустической лаборатории консерватории. Работала также в Институте
психологии АПН РСФСР (ст. научн. сотр., 1944-1953). Защитила в 1948 г. канд.
дис. по педагогике. Основная тема исследований М. - психологические механизмы
музыкального слуха и их взаимосвязь с акустическими закономерностями
музыкального звучания. В исследовании слуховых ощущений М. работала в русле
«Тонпсихологии», обобщая и критически оценивая ее достижения. Ее
экспериментальные исследования стали классическими в отечественной музыкальной
психологии. Одной из первых в СССР она начала экспериментальное изучение
абсолютного слуха, выявив его психоакустические механизмы, типы и возможные
способы формирования. Неопубликованное исследование М. о границах допустимой
расстройки музыкальных интервалов (1935), т.е. об акустических показателях
интервала, в границах которых он воспринимается слухом как соответствующий
норме чистой интонации, внесло свой вклад в формирование зонной теории
музыкального слуха. Опубликованные труды М., посвященные абсолютному слуху и
методам его развития, слуховым ощущениям, музыкальности, представлены в Трудах
ГИМН («Сб. работ физиолого-психологической секции», вып. 1. - М., 1925). Кроме
того, опубликованы: «Развитие музыкальных представлений у детей в процессе обучения
пению» / Известия АПН РСФСР, 1956, вып. 76; «Психологический анализ
музыкального развития младшего школьника» / Психология младшего школьника, М.,
1960.
М.С. Старчеус