МАЛЬЦЕВА Екатерина Алексеевна (1883 – 1964) – российский психолог, музыковед, д-р философии (1913). Специалист в области музыкальной психологии. Окончила в Берлине консерваторию Штерна по классу. П. К. Луценко, в 1912 - философский фак-т Берлинского ун-та. В 1913 защитила докт. дис. на тему: "Узнавание музыкальных интервалов в крайних регистрах музыкальной скалы". В 1914 возвратилась в Россию. В 1917 г. окончила экстерном историко-филологический фак-т Московского ун-та по специальности «психология». С 1918 вела педагогическую работу в Москве. В 1920 г. начала работу в области музыкальной психологии в физиолого-психологической секции МУЗО Наркомпросса. В 1921-31 гг. - действительный член Государственного ин-та музыкальной науки (ГИМН), заведовала физиолого-психологической секцией и кабинетом экспериментальной психологии. Была председателем комиссии по изучению музыкального восприятия. Одновременно в 1920-1931, 1935-1941 и 1944-1947 преподавала музыкальную психологию в Московской консерватории. В 1944-1947 гг. М. - с.н.с. акустической лаборатории консерватории. Работала также в Институте психологии АПН РСФСР (ст. научн. сотр., 1944-1953). Защитила в 1948 г. канд. дис. по педагогике. Основная тема исследований М. - психологические механизмы музыкального слуха и их взаимосвязь с акустическими закономерностями музыкального звучания. В исследовании слуховых ощущений М. работала в русле «Тонпсихологии», обобщая и критически оценивая ее достижения. Ее экспериментальные исследования стали классическими в отечественной музыкальной психологии. Одной из первых в СССР она начала экспериментальное изучение абсолютного слуха, выявив его психоакустические механизмы, типы и возможные способы формирования. Неопубликованное исследование М. о границах допустимой расстройки музыкальных интервалов (1935), т.е. об акустических показателях интервала, в границах которых он воспринимается слухом как соответствующий норме чистой интонации, внесло свой вклад в формирование зонной теории музыкального слуха. Опубликованные труды М., посвященные абсолютному слуху и методам его развития, слуховым ощущениям, музыкальности, представлены в Трудах ГИМН («Сб. работ физиолого-психологической секции», вып. 1. - М., 1925). Кроме того, опубликованы: «Развитие музыкальных представлений у детей в процессе обучения пению» / Известия АПН РСФСР, 1956, вып. 76; «Психологический анализ музыкального развития младшего школьника» / Психология младшего школьника, М., 1960.

М.С. Старчеус