МАСЛОУ
(Maslow) Абрахам Харольд (1908 - 1970) - американский психолог, специалист в
области психологии личности, мотивации, абнормальной психологии
(патопсихологи). Один из основателей Гуманистической психологии. Образование получил
в Висконском ун-те Мэдисона (бакалавр, 1930; магистр, 1931; д-р философии, 1934). Профессиональную
деятельность начал в качестве преподавателя на фак-те психологии Колумбийского
педагогического колледжа (1935-1937) и Бруклинского колледжа (1937-1951). С1951
по 1969 гг. М. - профессор университета Брэндесаю. В 1967 - президент
Американской психологической ассоциации (АРА). Имеет награду «Гуманисту»
Американской гуманитарной ассоциации (1967). Почетный доктор ряда ун-тов.
Основатель журнала “Eupsychian Management”. Начав свою научную карьеру с исследований социального поведения
приматов в 1930-е гг., уже в начале 1940-х М. обратился к изучению высших
сущностных проявлений человека, присущих ему одному - любви, творчества, высших
ценностей и др. Толчком к этому послужил эмпирически выделенный М. тип так
называемых самоактуализирующихся личностей, наиболее полно выражающих
человеческую природу. Выдвинув требование целостного подхода к человеку и
анализа его специфически человеческих свойств в противовес безраздельно
господствовавшему в послевоенной американской психологии биологическому
редукционизму и механицизму, М. вместе с тем усматривает источник этих свойств
в биологической природе человека, приняв взгляд К. Гольдштейна на развитие как
на развертывание заложенных в организме потенций. М. говорит об инстинктоидной
природе базовых человеческих потребностей, в том числе постулируемой им
потребности в самоактуализации - раскрытии заложенных в человека потенций. В
40-е гг. М. разрабатывает теорию человеческой мотивации, которая до сих пор
относится к числу наиболее популярных. Теория М. основана на идее иерархии
удовлетворения потребностей, начиная от самых насущных физиологических и кончая
высшей потребностью в самоактуализации. Всего М. выделяет 5 иерархических
уровней потребностей (так называемая "пирамида М."). Низшие
потребности удовлетворяются в первую очередь; высшие начинают мотивировать
поведение лишь тогда, когда низшие удовлетворены. Поведение большинства людей
направляется низшими потребностями, поскольку им не удается обеспечить их
удовлетворение и перейти на более высокий уровень. В середине 50-х гг. М.
отказался от жесткой иерархии, выделив два больших класса сосуществующих друг с
другом потребностей: потребности дефицита (нужды) и потребности развития
(самоактуализации). Продолжая изучение самоактуализирующихся личностей,
жизненные проблемы которых качественно отличны от невротических псевдопроблем,
стоящих перед незрелой личностью, М. приходит к выводу о необходимости создания
новой психологии - психологии Бытия человека как полноценной, развитой
личности, в отличие от традиционной психологии становления человека человеком.
В 60-е гг. М. занимается разработкой такой психологии. В частности, он
показывает фундаментальные различия познавательных процессов в тех случаях,
когда они движимы нуждой и тогда, когда в их основе лежит мотивация развития и
самоактуализации. Во втором случае мы имеем дело с познанием на уровне Бытия
(Б-познанием). Специфическим феноменом Б-познания выступают так называемые
пиковые переживания, характеризующиеся чувством восторга или экстаза,
просветленностью и глубиной понимания. Краткие эпизоды пиковых переживаний даны
всем людям; в них каждый на мгновение становится как бы самоактуализирующимся.
Религия, по М., возникла изначально как образно-символическая система для
описания пиковых переживаний, которая впоследствии приобрела самостоятельное
значение и стала восприниматься как отражение некой сверхъестественной
действительности. Обычная мотивация на уровне Бытия сменяется так называемой
метамотивацией. Метамотивами выступают ценности Бытия (Б-ценности): истина,
добро, красота, справедливость, совершенство и др., которые принадлежат как к
объективной действительности, так и к структуре личности самоактуализирующихся
людей. Эти ценности, как и базовые потребности, М. выводит из биологии
человека, объявляя их универсальными; социокультурная среда играет лишь роль
фактора, влияющего на их актуализацию, причем чаще отрицательно, чем
положительно. В последние годы М. двинулся еще дальше, разрабатывая проблему
трансценденции самоактуализации и перехода на еще более высокие уровни
развития. М. стоял у истоков трансперсональной психологии, был одним из лидеров
этого движения в начальный период его становления. Представления М. о направлении
развития человека привели его к идеальной модели "эвпсихического"
общества, которое создает и поддерживает возможности максимальной
самоактуализации его членов. Эвпсихическая идеология М. нашла практическое
применение в менеджменте, в который благодаря М. проникли идеи о
самоактуализации как побудительной силе поведения людей в управлении
организациями. В последние годы М. обратился к проблемам образования, посвятив
им ряд оригинальных работ. М. оказал большое влияние на развитие западной
психологии в 1960-70-х гг., придав мощный импульс гуманистическому течению в
ней. В конце 1950-х гг. М. стал инициатором объединения нетрадиционно мыслящих
психологов, интересующихся специфически человеческими проявлениями человека, в
новое сообщество, из которого выросла Американская ассоциация гуманистической
психологии (1962) и Журнал гуманистической психологии (1961). М. был главным
вдохновителем и до самой смерти одним из лидеров движения гуманистической
психологии, во многом его лицом. Главные труды М.: «Motivation and
Personality», N.Y., 1954; «Toward a Psychology of Being», N.Y., 1962;
«Religions, Values, and Peak-experiences», Columbus, 1964; «The Psychology of
Science», N.Y., 1966; «The Farther Reaches of Human Nature», N.Y., 1971. В рус. пер. «Самоактуализация» /
«Психология личности. Тексты». М., МГУ, 1982; «Мотивация и личность», СПб,
1999.
Д.А.Леонтьев