http://wwww.psy.su/mod_files/reg_1/small_img_img_reg_1_35639.jpgМатюшкин Алексей Михайлович (1927 - 2004) - российский психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии, психологии мышления. Автор концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций и концепции творческой одаренности детей. Ученик С.Л. Рубинштейна. Д-р психологических наук (1974), профессор (1982). Чл.-кор. АПН СССР (1985), д. чл. АПН СССР (1990-1993), д. чл. РАО (с 1993). Председатель Общества психологов СССР (1983-1987). Гл. ред. журнала "Вопросы психологии (1981 – 1992). Награжден медалью К.Д. Ушинского (1997). Участник ВОВ (1944-1945). Награжден медалью «За победу над Германией». Завершив службу в армии, поступил на отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова(1948-1953). В 1955-1957 учился в аспирантуре отделения психологии фак-та философии МГУ. После аспирантуры работал ред. отдела психологической литературы издательства АПН РСФСР (1957-1961), затем - научным сотрудником одного из московских научно-производственных объединений (1961-1963). В 1960 защитил канд. дис. по педагогике, в которой были представлены психологические факторы, характеризующие условия анализа и обобщения, роль отношений в решении системы мыслительных задач, этапы поиска и решения новых проблем. С 1963 по 1974 работает в НИИ ОиПП АПН СССР в лаборатории психологии обучения, где продолжил изучение психологической структуры мышления, разрабатывал методы его теоретического и экспериментального исследования, а также работал над психологическим обоснованием проблемности в обучении как факторе психического (в том числе, интеллектуального) развития человека. В результате была создана концепция психологической структуры и типологии проблемных ситуаций, составившая основу докт. дис.: «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» (1974). В 1974-1980 г. М. работает в НИИ Проблем высшей школы Мин. Прос. СССР, где возглавил сектор психологии. Руководил исследованиями, направленными на разработку психолого-педагогических принципов проблемно-диалогических форм обучения и психолого-педагогических требований к учебному диалогу. На основе сформулированного подхода изучались проблемы развития профессионального мышления студентов, совершенствовались формы и методы обучения в высшей школе («Актуальные проблемы психологии в высшей школе», 1977; «Проблемы развития профессионального мышления студентов в основных видах обучения", М., 1978). В 1980 возглавляет лабораторию Психологии развития познавательных процессов в обучении НИИ ОиПП АПН СССР (с 1983 по 1990 - директор института), где разрабатывает концепцию исследовательской активности в мышлении и обучении (изучалось развитие внимания, памяти и мышления на разных возрастных этапах). В концепции было предложено иное, по сравнению с традиционным, целостное понимание познавательного развития как творческого процесса раскрытия потенциальных возможностей человека («Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности», М., 1984). В этот период осуществил ряд международных проектов в области гуманистической и образовательной психологии, организовывал международные конференции и семинары, работал над перестройкой содержания и стиля работы института, направляя его на развитие фундаментальных исследований психологии развития учащихся с целью психологического обеспечения реформы общеобразовательной и высшей школы. Другим важным направлением научной работы М. было возрождение исследований по проблеме одаренности детей. В 1987-1989 гг. была разработана научная концепция и программа исследования и развития одаренных, талантливых детей, учащихся и студентов - "Творческая одаренность", утвержденная коллегией Гособразования СССР (1989). Оставив директорский пост (1990), М. возглавил созданный им «Центр по творческой одаренности детей» при НИИ ОиПП. В 1992 г Центр был преобразован в лабораторию психологии одаренности ПИ РАО, где под его руководством были развернуты широкомасштабные международные (США, Германия) проекты по диагностике, обучению и развитию одаренных детей. Разработана концепция творческой одаренности, ставшая основой ряда государственных документов в сфере образования детей («Развитие творческой активности школьников», М., 1991; «Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики», М., 1993. М. автор большого количества научных работ, последняя из которых – «Мышление. Обучение. Творчество», М., 2001.

Л.А. Карпенко