Матюшкин Алексей Михайлович (1927 - 2004) - российский
психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии,
психологии мышления. Автор концепции психологической структуры и типологии
проблемных ситуаций и концепции творческой одаренности детей. Ученик С.Л.
Рубинштейна. Д-р психологических наук (1974), профессор (1982). Чл.-кор. АПН СССР (1985), д. чл. АПН СССР (1990-1993), д. чл.
РАО (с 1993). Председатель Общества психологов СССР (1983-1987). Гл. ред.
журнала "Вопросы психологии (1981 – 1992). Награжден
медалью К.Д. Ушинского (1997). Участник ВОВ (1944-1945). Награжден
медалью «За победу над Германией». Завершив службу в армии, поступил на
отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В.
Ломоносова(1948-1953). В 1955-1957 учился в аспирантуре отделения психологии фак-та философии МГУ. После аспирантуры работал ред. отдела
психологической литературы издательства АПН РСФСР (1957-1961), затем - научным
сотрудником одного из московских научно-производственных объединений
(1961-1963). В 1960 защитил канд. дис. по педагогике, в которой были
представлены психологические факторы, характеризующие условия анализа и
обобщения, роль отношений в решении системы мыслительных задач, этапы поиска и
решения новых проблем. С 1963 по 1974 работает в НИИ ОиПП АПН СССР в
лаборатории психологии обучения, где продолжил изучение психологической
структуры мышления, разрабатывал методы его теоретического и экспериментального
исследования, а также работал над психологическим обоснованием проблемности в
обучении как факторе психического (в том числе, интеллектуального) развития
человека. В результате была создана концепция психологической структуры и
типологии проблемных ситуаций, составившая основу докт. дис.: «Проблемные
ситуации в мышлении и обучении» (1974). В 1974-1980 г. М. работает в НИИ
Проблем высшей школы Мин. Прос. СССР, где возглавил сектор психологии.
Руководил исследованиями, направленными на разработку психолого-педагогических
принципов проблемно-диалогических форм обучения и психолого-педагогических
требований к учебному диалогу. На основе сформулированного подхода изучались
проблемы развития профессионального мышления студентов, совершенствовались
формы и методы обучения в высшей школе («Актуальные проблемы психологии в
высшей школе», 1977; «Проблемы развития профессионального мышления студентов в
основных видах обучения", М., 1978). В 1980 возглавляет лабораторию
Психологии развития познавательных процессов в обучении НИИ ОиПП АПН СССР (с
1983 по 1990 - директор института), где разрабатывает концепцию
исследовательской активности в мышлении и обучении (изучалось развитие
внимания, памяти и мышления на разных возрастных этапах). В
концепции было предложено иное, по сравнению с традиционным, целостное
понимание познавательного развития как творческого процесса раскрытия
потенциальных возможностей человека («Психологическая структура, динамика и
развитие познавательной активности», М., 1984). В этот период осуществил
ряд международных проектов в области гуманистической и образовательной
психологии, организовывал международные конференции и семинары, работал над
перестройкой содержания и стиля работы института, направляя его на развитие
фундаментальных исследований психологии развития учащихся с целью
психологического обеспечения реформы общеобразовательной и высшей школы. Другим
важным направлением научной работы М. было возрождение исследований по проблеме
одаренности детей. В 1987-1989 гг. была разработана научная концепция и
программа исследования и развития одаренных, талантливых детей, учащихся и студентов
- "Творческая одаренность", утвержденная коллегией Гособразования
СССР (1989). Оставив директорский пост (1990), М. возглавил созданный им «Центр
по творческой одаренности детей» при НИИ ОиПП. В 1992 г Центр был
преобразован в лабораторию психологии одаренности ПИ РАО, где под его
руководством были развернуты широкомасштабные международные (США, Германия)
проекты по диагностике, обучению и развитию одаренных детей. Разработана
концепция творческой одаренности, ставшая основой ряда государственных документов
в сфере образования детей («Развитие творческой активности школьников», М.,
1991; «Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики», М., 1993. М. автор большого
количества научных работ, последняя из которых – «Мышление. Обучение.
Творчество», М., 2001.
Л.А. Карпенко