МЭЙ (May),
Ролло Риз (1909 - 1994) - американский психолог и психотерапевт, один из
основателей Гуманистической психологии, теоретический и идейный лидер ее
экзистенциалистской ветви. Получил изначально филологическое и богословское
образование. На интерес М. к психологии повлияло общение с Альфредом Адлером во
время поездок в Европу, а его духовным наставником был протестантский теолог и
философ Пауль Тиллих. Начав в конце 1930-х гг. карьеру священника, М.
одновременно учится в Колумбийском ун-те по специальности "клиническая
психология". В этот период он издает свою первую книгу "Искусство
психологического консультирования" (в рус. пер. издана в 1995; 1999 гг.). Нормальное течение жизни,
однако, было прервано тяжелым туберкулезом, столкнувшим его лицом к лицу со
смертью. Выздоровев, М. меняет свое мировоззрение и отказывается от служения
Богу, видя в психологии более могущественное средство облегчения человеческих
страданий, чем религия. В 1949
г. получает докт. степень по клинической психологии и в начале 1950-х окончательно утверждается в своих
экзистенциалистских воззрениях. Оставаясь практикующим психотерапевтом, М.
становится главным пропагандистом идей европейского экзистенциализма в США,
творчески развивая их в контексте проблем психологии личности и психотерапии. В
1950-80-е гг. издает много книг, сделавших его имя известным далеко за
пределами психологического сообщества. Главные из них - "Смысл
тревоги", "Любовь и воля", "Свобода и судьба". В конце
1950-х - начале 60-х гг. он, наряду с А. Маслоу и К. Роджерсом, стал одним из
организационных и идейных лидеров Гуманистической психологии, и до самой смерти
оставался связан с этим течением, хотя высказывал
впоследствии разочарование отходом движения от его
экзистенциально-феноменологических корней. В своих книгах М. рассматривает
ключевые проблемы жизни человека. Многие из них вытекают, согласно М., из
фундаментальной способности, присущей только человеку, воспринимать себя как
субъекта и как объект. Эти два полюса задают континуум, в котором движется
сознание человека.. Анализируя проблемы современного
человека, М. выдвигает на передний план проблему тревоги. Сама по себе тревога
- нормальное, даже конструктивное чувство, связанное с ощущением угрозы чему-то
значимому: физической жизни, психологической жизни либо личностным ценностям.
Патологической является лишь тревога, несоразмерная поводу, и задача
психотерапевта - не устранить тревогу вообще, а помочь принять ее и не
допустить перерастания нормальной тревоги в
патологическую. Гибкость личностных ценностей является фактором, облегчающим
совладание с нормальной тревогой. Аналогичным образом нормальная, соразмерная с
ситуацией вина - это один из аспектов отношений с людьми. Она конструктивна, в
отличие от патологической вины, перерастающей из
нормальной. Источником высших специфически человеческих свойств, таких как способность отличать свое «Я» от окружающего мира,
ориентироваться во времени, выходя за пределы настоящего и др. является
самосознание. В отличие от простого осознания-бодрствования, присущего и
животным, самосознание присуще только человеку. Оно характеризуется
интенциональностью и осознанием своей идентичности, своего «Я». «Бессознательное»
М. отождествляет с невыявленными и нереализованными потенциями человека.
Идентичность, чувство «Я» является исходной точкой психологической жизни
человека. «Я» М. определяет как функцию организации индивидом самого себя,
внутренний центр, из которого человек сознает как окружающее, так и различные
стороны самого себя. Любые действия человека, в том числе любой невроз
направлен на сохранение своего внутреннего центра. Становление личности, по М.
- это развитие чувства «Я», ощущения себя субъектом. Этот процесс сопряжен с
освобождением от разного рода неосознаваемых зависимостей, определяющих течение
жизни, и переход к выбранным действиям и отношениям. Свобода - это способность
человека управлять его собственным развитием, тесно связанная с самосознанием.
Свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям. Благодаря
самосознанию мы можем прервать цепь стимулов и реакций, создать в ней паузу, в
которую мы можем осуществить сознательный выбор нашей реакции. Свобода
кумулятивна: каждый свободно осуществленный выбор увеличивает свободу
последующих выборов. Свобода не противоположна детерминизму, а соотносится с
конкретными данностями и неизбежностями, которые необходимо сознательно
принять, и только по отношению к которым она и
определяется. Эти данности, неизбежности и ограничения, образующие пространство
детерминизма человеческой жизни, М. называет судьбой. М. различает целый ряд
уровней таких данностей: космическая судьба, генетическая судьба, культурная
судьба и конкретные обстоятельства. Возможны разные способы взаимодействия с
судьбой: сотрудничество, осознанное принятие, вызов или бунт. Парадокс свободы
заключается в том, что своей значимостью она обязана судьбе и наоборот; свобода
и судьба немыслимы друг без друга. Противоположность свободы - автоматический
конформизм. Свобода от зависимостей порождает тревогу, противостоять которой
позволяет мужество. Цена свободы - неизбежность зла. Если человек свободен выбирать, никто не может гарантировать, что его
выбор будет таким, а не иным. Все великие святые считали себя великими
грешниками, ибо были чрезвычайно чувствительны к добру и злу. Восприимчивость к
добру означает чувствительность к последствиям своих действий; расширяя
потенциальные возможности для добра, она одновременно расширяет возможности и
для зла. Освобождение является целью психотерапии - освобождение от симптомов,
от принуждений, от неконструктивных навыков и т.д. Одновременно психотерапия
стремится к осознанию пациентом своих возможностей, своей свободе выбирать свой
образ жизни, принимая неизбежное. Экзистенциальная
психотерапия, по М., не является школой, противостоящей другим
психотерапевтическим школам, она, напротив, позволяет расширить и углубить
контекст любой психотерапии. Заслуги М. получили достойное признание. В 1970 г. он получил премию
Р.У. Эмерсона, а в 1971 г.
- золотую медаль и премию APA за выдающийся вклад в науку и практику
клинической психологии. В 1989
г. его именем был назван исследовательский центр
Сэйбрукского института в Сан-Франциско - ведущего учебно-научного института,
специализирующегося по гуманистической психологии. М.автор трудов: «Man's search for himself», N.Y., 1953; «Psychology
and the human dilemma», Princeton, 1967; «Love and Will», N.Y., 1969; «Power
and innocence», N.Y., 1972; «The courage to create», Toronto, 1975; «The
meaning of anxiety», N.Y., 1977; «Freedom and destiny», N.Y., 1981; «The
discovery of being», N.Y., 1983; «My quest for beauty», Dallas, 1985; «The cry
for myth», N.Y., 1991.
Д.А.Леонтьев