Менчинская Наталья Александровна (1905 - 1984) - российский
психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, одна из
основательниц психологии обучения в СССР. Д-p психологических наук (1952),
профессор, чл.-коpp. АПH СССР
(1968). Закончила Крымский педагогический ин-т (1927) и аспирантуру Института
научной педагогики при 2-м МГУ (1930), где под руководством Л. С. Выготского
защитила канд. дис. по проблеме развития арифметических операций у школьников.
С 1930 г.
преподавала в Уральском индустриально-педагогическом института (г. Свердловск,
ныне Екатеринбург). С 1932 г.
в Москве в Институте психологии заведовала лабораторией психологии учения и
умственного развития школьника (1937-1981). В 1952 защитила докт. дис.
«Психология обучения арифметике». С 1955 по 1965 г. была ученым
секретарем и зам. директора ин-та по научной работе. Занимаясь вопросами
психологии обучения и дидактики, особое внимание уделяла исследованиям проблем
неуспеваемости учащихся, в ходе которых были вскрыты причины трудностей в обучении,
обоснованы пути и способы повышения усвоения знаний («Психологические проблемы
неуспеваемости школьников»/под pед. М.,
М., 1971). Центральной исследовательской задачей М. и возглавляемого ею
научного коллектива являлось изучение закономерностей процесса усвоения знаний
и приемов работы над учебным материалом («Развитие арифметических операций у
детей школьного возраста», 1934; «Психология обучения арифметике», 1955;
«Психология усвоения знаний в школе»/в соавт. 1959). Научные разработки М. были
тесно связаны с практикой школьного обучения, большинство исследований
выполнялось совместно с дидактами и методистами, внедрялось в программы,
учебники и учебные пособия. В работах М. утверждался принцип
единства обучения и воспитания; процесс усвоения знаний рассматривался как
важнейшее условие психического развития учащихся; исследовалось становление
личности в обучении, прослеживалось преобразование знаний в убеждения,
являющиеся основой формирования активной жизненной позиции учащихся
(«Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников»/под
ред. М. 1968; «Психологические проблемы активности личности в обучении».
М., 1971). В другой группе работ М.
вскрывает закономерности психического развития ребенка («Развитие психики
ребенка. Дневник матери», 1957; «Вопросы умственного
развития ребенка», 1970).
И. Е. Сироткина