http://www.childpsy.ru/upload/iblock/d1a/10712.jpgМенчинская Наталья Александровна (1905 - 1984) - российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, одна из основательниц психологии обучения в СССР. Д-p психологических наук (1952), профессор, чл.-коpp. АПH СССР (1968). Закончила Крымский педагогический ин-т (1927) и аспирантуру Института научной педагогики при 2-м МГУ (1930), где под руководством Л. С. Выготского защитила канд. дис. по проблеме развития арифметических операций у школьников. С 1930 г. преподавала в Уральском индустриально-педагогическом института (г. Свердловск, ныне Екатеринбург). С 1932 г. в Москве в Институте психологии заведовала лабораторией психологии учения и умственного развития школьника (1937-1981). В 1952 защитила докт. дис. «Психология обучения арифметике». С 1955 по 1965 г. была ученым секретарем и зам. директора ин-та по научной работе. Занимаясь вопросами психологии обучения и дидактики, особое внимание уделяла исследованиям проблем неуспеваемости учащихся, в ходе которых были вскрыты причины трудностей в обучении, обоснованы пути и способы повышения усвоения знаний («Психологические проблемы неуспеваемости школьников»/под pед. М., М., 1971). Центральной исследовательской задачей М. и возглавляемого ею научного коллектива являлось изучение закономерностей процесса усвоения знаний и приемов работы над учебным материалом («Развитие арифметических операций у детей школьного возраста», 1934; «Психология обучения арифметике», 1955; «Психология усвоения знаний в школе»/в соавт. 1959). Научные разработки М. были тесно связаны с практикой школьного обучения, большинство исследований выполнялось совместно с дидактами и методистами, внедрялось в программы, учебники и учебные пособия. В работах М. утверждался принцип единства обучения и воспитания; процесс усвоения знаний рассматривался как важнейшее условие психического развития учащихся; исследовалось становление личности в обучении, прослеживалось преобразование знаний в убеждения, являющиеся основой формирования активной жизненной позиции учащихся («Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников»/под ред. М. 1968; «Психологические проблемы активности личности в обучении». М., 1971). В другой группе работ М. вскрывает закономерности психического развития ребенка («Развитие психики ребенка. Дневник матери», 1957; «Вопросы умственного развития ребенка», 1970).

И. Е. Сироткина