Мид (Mead) Джордж Герберт (1863 – 1931) — американский философ,
социолог, социальный психолог. Образование получил в Оберлин-Колледже
(бакалавр, 1883), Гарвардском ун-те (1888). Изучал психологию и философию в
Европе (1888-1889) и Чикагском ун-те (1894). Вклад М. сосредоточен, в основном,
в трех научных сферах: 1) систематический прагматизм (вслед за У. Джеймсом и Дж. Дьюи М. выражал идеи прагматизма, подчеркивая, что
сознание имеет инструментальную природу, т. е. является средством
приспособления индивида к среде); 2) история идей; 3) социальная психология и
философия. Наиболее известны его труды в области социальной психологии, в
частности в анализе происхождения самости. М. полагал, что человеческое “Я”
изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Решающее
значение при этом принадлежит языку (овладению системой символов) и принятию на
себя роли другого (что достигается ребенком, первоначально не имеющим
самосознания, в ходе игры), а в дальнейшем — “обобщенного другого”. Высшей
стадией социализации, согласно М., является формирование социального
рефлексивного “Я”, отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и
способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внешний
социальный контроль “врастает” в личность изнутри и приобретает форму
внутреннего самоконтроля. Концепция М. оказала значительное
влияние на развитие социальной психологии, в частности, заложив основы
символического интеракционизма (“Mind, Self and Sosiety”/ed C.W. Morris,
1934; “On Social Psychology: Selected Papers. 1977).
Л.А.
Карпенко, В.В. Умрихин