МИД (Mead) Маргарет (1901 – 1978) -
американский этнопсихолог, этнограф и социолог. Получила образование в
Колумбийском ун-те (1924). Ученица Ф. Боаса и Рут Бенедикт. В 1929 г. защитила докт. дис.,
работала сотрудником, а позднее куратором отделения этнологии Американского
музея естественной истории. Профессор антропологии Колумбийского ун-та (1954) и
ун-та Фордем (1968). Исследовала проблемы социализации детей в разных
культурах. Проводила полевые этнографические исследования на Самоа, островах
Адмиралтейства, в Новой Гвинее, на Бали. Исследовала целый круг проблем - от
развития половой идентификации и особенностей дето-родительских отношений до
структуры национального характера и причин конфликтов между разными
поколениями. Доказывая ведущую роль социокультурных факторов в психическом
развитии детей, показала, что особенности полового созревания, формирования
структуры самосознания, самооценки зависят в первую очередь от культурных
традиций данного народа, особенностей воспитания и обучения детей,
доминирующего стиля общения в семье. Ввела в психологию термин
"инкультурация". Развивая теорию "модальной личности" Р.
Бенедикт, показала, что существует ограниченный набор типов темперамента,
каждый из которых характеризуется определенным сочетанием врожденных качеств и
способов поведения (в частности выражения эмоций), одобряемых в данном
обществе. При этом социально одобряемое поведение (главным образом половое
поведение) стилизуется культурой в соответствии с контрастирующими моделями
темперамента. Поэтому те люди, чей темперамент не совместим с типом социальных
эмоций, требуемым данной культурой, оказывается в уязвимом положении и его
отчуждение от общества является, с точки зрения М., вполне закономерным и
прогнозируемым. Автор трудов: "Взросление на
Самоа", 1928; "Как растут на Новой Гвинее", 1930; "Пол и
темперамент в трех примитивных обществах",(935; "Исследования
национального характера", 1951; "Культура и преемственность",
1970.
Т.Д.
Марцинковская