http://museum.ikprao.ru/_mod_files/ce_images/morozova/photo_001.jpgМоpозова Наталья Гpигоpьевна (1906 - 1989)  - российский психолог и дефектолог. Специалист в области изучения речевого развития детей, психологии личности, трудового воспитания школьников и дошкольников. Д-р психологических наук (1968), профессор. Закончила 2-й МГУ (1930), затем аспирантуру ин-та дефектологии (1941) и МГПИ им. В.И. Ленина (дефектологическое отделение, 1944). Работала в должности зам. директора Института дефектологии АПН РСФСР (1955-1963). С 1963 по 1965 г. зав. лабораторией обучения и воспитания слабовидящих детей С 1965 по 1978 г. руководила сектором воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. С 1978 г. - профессор-консультант. Исследовательскую работу начала с изучения проблемы воспитания интересов у детей. Обобщение теоретических и экспериментальных данных легло в основу ее докт. дис.: "Формирование познавательных интересов аномальных детей". Эта проблема разрабатывалась ею и далее применительно к детям с разнообразными аномалиями развития («Развитие мотивов учения у школьников»// Известия АПН, 1951). Другое направление исследований М. было связано с проблемой речи при обучении детей с нарушениями слуха. Идеи Л.С. Выготского послужили основанием для анализа речи с точки зрения теории знака и значения в процессе словесной активности у детей. М. исследовала эту проблему в плане педагогической интерпретации категорий смысла и значения в ходе овладения чтением детьми с нарушением слуха («О естественной истории знака»; «О развитии речи младшего школьника» //Известия АПН, 1947; «Воспитание сознательного чтения у глухих детей» // Известия АПН, 1952; «Особенности понимания читаемого текста глухонемыми школьниками» /»Учебно-воспитательная работа в специальной школе», 1964). Третье направление исследований М. связано с изучением особенностей поведения аномальных детей дошкольного возраста. Сравнивая эмоциональные переживания детей с особенностями сенсорных и интеллектуальных нарушений, выделяла различные типы поведения, определяемые соотношением ведущего нарушения с условиями воспитания ребенка. Автор и редактор трудов: «Актуальные вопросы обучения и воспитания аномальных детей дошкольного возраста», (М., 1975); «Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях» (М., 1976).

В.А.Сумаpокова