http://www.tiba.ru/pic/pic104336.jpgМУХИНА Валерия Сергеевна (р. 1935) - российский психолог, специалист в области психологии развития, психологии личности и этнической психологии. Д-р психол наук (1972), профессор. Д. чл. РАО (1992 ), директор Института развития личности РАО (1992). Окончив биолого-химический фак-т МГПИ им. В.И. Ленина (1956), защищает канд дис. (1965). В 1972 – докт.: «Генезис изобразительной деятельности ребенка». Работает на кафедре психологии МПГИ, с 1988 - заведует кафедрой педагогической психологии Московского государственного педагогического ун-та (МГПУ). Первоначально научная работа М. была связана с проблемами возрастной психологии и психологии развития. В работе "Близнецы" (1969) приводятся уникальные наблюдения за психическим развитием сыновей-близнецов от рождения до семи лет. Исследования позволили выявить новые подходы к психическому развитию детей раннего и дошкольного возраста, раскрывающие взаимосвязь двух противоречивых тенденций, определяющих этот процесс - зависимость поведения ребенка от функционального назначения предметов и свободу в сфере символических действий с предметами-заместителями. Формирование знаковой функции сознания, рефлексии детей явилось предметом исследования в работе "Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта"(1981). В работах "Проблемы генезиса личности"(1985), "Лишенные родительского попечительства"(1991), "Возрастная психология" (1994) и др. были выявлены механизмы развития личности, представленные в виде пары "идентификация-обособления", построена теория исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, согласно которой выделяются пять звеньев в структуре самосознания - 1) эмоционально-ценностное отношение к своему телу и имени, 2) притязание на признание, 3) половая идентификация, 4) психологическое время личности, 5) социальное пространство личности. Универсальность этой концепции была подтверждена экспериментальными данными, анализом продуктов изобразительной деятельности детей, в том числе детей с различными видами психологической депривации, а также результатами этнопсихологических исследований, проведенных под руководством М.

Т.Д. Марцинковская