МЮНСТЕРБЕРГ (Munsterberg) Гуго (1863 - 1916) -
немецко-американский психолог, один из основоположников практической
психологии, названной им "психотехникой". В 1882 г. приступил к изучению
медицины в Лейпцигском ун-те, но вскоре заинтересовался психологией и 1885 г. защитил дис. у В.
Вундта. В 1887 г.
в Гейдельбергском ун-те получил степень д-ра медицины. С 1887 по 1892 гг. М. -
профессор Фрейбургского ун-та, где на свои средства организовал
экспериментально-психологическую лабораторию. В 1892 г., по приглашению У.
Джемса, переехал в США, где стал профессором и директором психологической
лаборатории Гарвардского ун-та. Впоследствии был избран Президентом АРА (1898)
и Американской философской ассоциации (1908). Являлся Почетным доктором ряда
ун-тов Европы и Америки, вице-президентом Вашингтонской академии наук, ред.
журнала «Harvard Psychological Studies».
Работая в Гарвардском университете, М. исследовал память, внимание,
восприятие (Studies from the Harvard psychological laboratory:
1.Memory, attention and psychophysics. “Psychological Review”, 1894, 1; The localization of sound. “Psychological Review”,
1894, 1). Защищал философию, основанную на идеях И. Г.Фихте (1762-1814), для
которого философия являлась научным самонаблюдением творческой активности
личности. Создал философскую систему
"волюнтаристического идеализма", в центре которой поставил
представление об априорных ценностях, которые связаны не с причинами, а с
целями (The motor power of ideas.
“Psychological Review”, 1894, 1; Science and Idealism. Boston,
1906). Несмотря на то, что М. был блестящим
экспериментатором и исследователем, его неудержимо привлекала эмпирическая
сторона психологии, возможность применения психологических знаний на практике
(The position of psychology in the system of knowledge. “Psychological Monographs”, 1903, 4, 17).
В период с 1905 по 1916 г.
М. сделал больше, чем кто-либо до и после него для определения и расширения
поля деятельности практической психологии. Он был исследователем, обладавшим
большой проницательностью. Разрабатывая основы психотехники, изучал
проблемы руководства предприятиями, профотбора, профориентации,
производственного обучения, приспособления техники к психическим возможностям
человека и другие факторы повышения производительности труда рабочих и доходов
предпринимателей («Psychotechnics, Psychology and Industrial Efficiency», L.,
1913; «Business Psychology», 1917).
Занимался также вопросами судебной психологии и свидетельских показаний («On
the Witness Stand»,
1908); клинической психологией , психологией
образования и оценки искусства («Principles of Art Education», 1905; «The Photoplay. A Psychological Study», 1916). Разрабатывал методы и стратегии исследования
трудовых процессов («Psychology General and Applied», 1915). М. автор большого
количества трудов, в том числе: «Beitrage zur experimentellen Psychologie», H. 1-4, Freiburg,
1889-1892; «Grundzuge der Psychologie».
Bd. 1-2, Lpz., 1900; «The Americans», 1904; «The Eternal Values», 1909 и др. В рус. переводе изданы: «Психология и учитель», М., 1915; «Основы
психотехники», Т. 1-2, М.,
1924-1925; «Психология и экономическая жизнь», М., 1924.
Л.А.
Карпенко, И.М. Кондаков