http://howold.co/uploads/person/hugo-munsterberg.jpgМЮНСТЕРБЕРГ (Munsterberg) Гуго (1863 - 1916) - немецко-американский психолог, один из основоположников практической психологии, названной им "психотехникой". В 1882 г. приступил к изучению медицины в Лейпцигском ун-те, но вскоре заинтересовался психологией и 1885 г. защитил дис. у В. Вундта. В 1887 г. в Гейдельбергском ун-те получил степень д-ра медицины. С 1887 по 1892 гг. М. - профессор Фрейбургского ун-та, где на свои средства организовал экспериментально-психологическую лабораторию. В 1892 г., по приглашению У. Джемса, переехал в США, где стал профессором и директором психологической лаборатории Гарвардского ун-та. Впоследствии был избран Президентом АРА (1898) и Американской философской ассоциации (1908). Являлся Почетным доктором ряда ун-тов Европы и Америки, вице-президентом Вашингтонской академии наук, ред. журнала «Harvard Psychological Studies». Работая в Гарвардском университете, М. исследовал память, внимание, восприятие (Studies from the Harvard psychological laboratory: 1.Memory, attention and psychophysics.Psychological Review”, 1894, 1; The localization of sound. “Psychological Review”, 1894, 1). Защищал философию, основанную на идеях И. Г.Фихте (1762-1814), для которого философия являлась научным самонаблюдением творческой активности личности. Создал философскую систему "волюнтаристического идеализма", в центре которой поставил представление об априорных ценностях, которые связаны не с причинами, а с целями (The motor power of ideas.Psychological Review”, 1894, 1; Science and Idealism. Boston, 1906). Несмотря на то, что М. был блестящим экспериментатором и исследователем, его неудержимо привлекала эмпирическая сторона психологии, возможность применения психологических знаний на практике (The position of psychology in the system of knowledge. Psychological Monographs”, 1903, 4, 17). В период с 1905 по 1916 г. М. сделал больше, чем кто-либо до и после него для определения и расширения поля деятельности практической психологии. Он был исследователем, обладавшим большой проницательностью. Разрабатывая основы психотехники, изучал проблемы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психическим возможностям человека и другие факторы повышения производительности труда рабочих и доходов предпринимателей («Psychotechnics, Psychology and Industrial Efficiency», L., 1913; «Business Psychology», 1917). Занимался также вопросами судебной психологии и свидетельских показаний («On the Witness Stand», 1908); клинической психологией , психологией образования и оценки искусства («Principles of Art Education», 1905; «The Photoplay. A Psychological Study», 1916). Разрабатывал методы и стратегии исследования трудовых процессов («Psychology General and Applied», 1915). М. автор большого количества трудов, в том числе: «Beitrage zur experimentellen Psychologie», H. 1-4, Freiburg, 1889-1892; «Grundzuge der Psychologie». Bd. 1-2, Lpz., 1900; «The Americans», 1904; «The Eternal Values», 1909 и др. В рус. переводе изданы: «Психология и учитель», М., 1915; «Основы психотехники», Т. 1-2, М., 1924-1925; «Психология и экономическая жизнь», М., 1924.

Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков