МЮРРЕЙ (Murray) Генри Александр (1893 –
1988) - американский психолог. Специалист в области клинической психологии,
проективных тестов, психологии личности, мотивации, поведения, отбора
персонала. Получил биологическое и медицинское образование в Гарвардском
(бакалавр, 1915), Колумбийском (магистр, 1919; д-р медицины, 1920) и
Кембриджском ун-тах (д-р философии, 1927). Работал преподавателем физиологии в
Гарвардском ун-те и врачом в Пресвитерианском госпитале Нью-Йорка (1920-1922),
с 1922 г.
по 1926 г.
М. - ассистент профессора эмбриологии в Рокфеллеровском ин-те медицинских
исследований, одновременно с этим с 1924 г. по 1925 г. работал в
биохимической лаборатории Кембриджа (Англия). Здесь по биохимическим вопросам
защитил докт. дис. (1927), в это время у него появился выраженный интерес к
психологии. С 1926 г.
по 1927 г.
Мюррей - преподаватель психологии Гарвардского ун-та, с 1928 г. он - ассистент
профессора, с 1937 г.
- ассоциативный профессор в Гарвардской психологической клинике. Проходил
стажировку по психологии у Ф. Александера и Х. Захса (1935). В 1943 г. покинул Гарвард,
чтобы поступить на военную службу. Работал в Отделе стратегических служб США
над программой создания ситуационных тестов на стрессоустойчивость. В 1947 г. вновь возвратился в
Гарвард, где занял кафедру в Психологической клинике. Основал собственную
Психологическую клинику "Annex" при Гарвардском университете (1949).
Некоторое время работал по программам ЦРУ. Особое значение для мировой
психологии имели разработки М. в области теории и диагностики личности. Его
персонология, опирающаяся в большой степени на работы З. Фрейда о ранних
детских фиксациях и комплексах и включающая в себя модифицированные понятия Я, Оно, Сверх-Я, нацелена
прежде всего на анализ индивидуальных проявлений. В отличие от Фрейда и А.
Адлера им было введено большое число базовых потребностей, где наряду с
первичными, или витальными, потребностями выделялись вторичные
(психогенные), свойственные человеку. В своей книге
"Исследование личности" (Exploration in Personality. N.Y., 1938, et al.), М. выделил 36 потребностей и определил
соответствующие им побудительные условия ситуации ("давление"), а
также предложил опросник для выявления индивидуальных различий в мотивах. Перечень потребностей, составленный М. несколько позже, включал в
себя: потребности в достижении, уважении, общении, порядке, в привлечении к
себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи,
доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, в индивиде другого пола, агрессии,
игре (в дальнейшем на основе этого перечня были созданы опросники "Список
личностных предпочтений" А. Эдварса и "Форма по изучению
личности" Д. Джексона). М. одним из первых стал рассматривать
мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Но, вместе с
тем, в статье "К классификации взаимодействий" (Toward a classification of
interaction // Toward a general theory of action. Cambridge, Mass., 1951), он пришел к заключению, что целенаправленное
поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных
(потребностное состояние как желаемое целевое состояние) и ситуативных
("давление" как признаки ситуации, на которые можно надеяться или
которых следует опасаться) факторов: "давление" актуализирует
соответствующую потребность, а потребность ищет соответствующее ей
"давление"; их встреча обозначалась М. как "тема". Благодаря такому подходу М.
оказал влияние на современный интеракционизм. Провел
цикл исследований по определению влияния потребностных состояний на восприятие,
в частности, выявил, что дети, недавно пережившие состояние страха, склонны
воспринимать людей на фотографиях как более злых, чем они воспринимались раньше
(1933). М. разработал ряд методик для изучения личностных
потребностей, в том числе принесший ему всемирную известность
"Тематический Апперцептивный Тест", который был основан на его
перечне потребностей и угнетающих обстоятельств («Thematic Apperception Test:
Manual», Cambridge,
1943). М. также автор трудов: «The effect of fear upon estimates of the
maliciousness of other personalities» / J. o. social psychol. 1934, 4; «A
method for investigation fantasies» / Neurol. Psychiat. 1935 (совм с Morgan C.);
«Preparation for Scafford of a Comprehensive System» / Psychology. Study of a Science, N.Y., 1957; «Vicissitudes of Creativity» /
Creativity and its Cultivation, N.Y., 1959.
И.М.
Кондаков