Найссер (Neisser) Ульрих
(1928 – 2012) - американский психолог немецкого происхождения. Специалист в
области экспериментальной, когнитивной и экологической психологии, философии
психологии. Образование получил в Гарвардском ун-те (бакалавр, 1950), в Свортмор-Колледже
(магистр, 1952), после чего вернулся в Гарвардский ун-т, где защитил докт. дис.
по философии (1956). Работал в должности профессора психологии ун-та Эмори
(Атланта, Джорджия). Был чл. Центра по развитию наук о поведении АРА
(1973-1974), а также Общества экспериментальной психологии. Входит в
состав редакционных советов “American Journal of Psychology”, “Applied
Cognitive Psychology”, “Philosophical Psychology”.
В 1960-е гг. занимался экспериментальными исследованиями
познавательных процессов, моделируя информационный поток, проходящий через
различные ментальные стадии. Исследуя память, ввел такие термины, как
«иконическая память», «эхоическая память», а также понятия: «преднастроечные
процессы» и «фигуративный синтез», чтобы определить некоторые из этих стадий и
создать такие методы, как визуальный поиск и селективное наблюдение. Обобщил
эти исследования в книге «Cognitive Psychology» (1967), в которой очертил
основной круг проблем когнитивной психологии. Позже, общаясь со своим коллегой,
Дж. Гибсоном, а также анализируя развитие когнитивной
психологии, пришел к выводу, что для разработки информационных моделей его
стратегии не настолько эффективны, как это ему казалось вначале.
Недооценивалось обилие информационных стимулов, делался чрезмерный акцент на
результатах, полученных в искусственных условиях, что могло увести внимание в
сторону от понимания реальных когнитивных процессов в естественных
информационно насыщенных условиях. Это изменение своих взглядов Н.
сформулировал в книге «Cognition in Reality» (1976) (издана в рус. пер. «Познание и реальность»,
1981), подтвердив их экспериментами (особенно с разделенным и селективным
вниманием). В 1982 г.
он описал их применительно к изучению памяти в книге «Memory Observed:
Remembering in Natural Contexts». Важным следствием его работы было усиление
позиций экологического подхода, который стал реальной альтернативой
информационным технологиям во многих сферах когнитивной психологии. Он
последовательно занимался изучением требований, предъявляемых к искусственному
интеллекту и более общими проблемами интеллекта. Большая часть его последующих
эмпирических исследований относилась к сфере памяти, внутренних образов и
приобретению навыков. Кроме вышеперечисленных, Н. автор монографий:
«The School Achievement of Minority Children: New Perspectives», 1986;
«Remembering Reconsidered: Ecological and Intellectual Factors in
Categorization» (with E.Winograd), 1988; «The Perceived Self: Ecological and
Interpersonal Sources of Self-Knowledge», 1993; «The Remebering Self:
Construction and Accuracy in the Self-Narrative» (with R.Fivush),1994.
С.В Ильина, Л.А. Карпенко.