НЕЧАЕВ Николай Николаевич (р.
1946) - российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической
психологии, психологии и педагогики непрерывного образования, теории и практики
вузовской подготовки специалистов. Автор теории формирования профессионального
сознания. Ученик П.Я. Гальперина. Д-р психологических наук (1987), профессор
(1990), вице-президент Совета Международного Бюро просвещения в Женеве
(1990-1992), д. чл. РАО (1992). Награжден «Орденом
Дружбы» (1996), медалью К.Д. Ушинского (2000). Лауреат Премии Президента
Российской Федерации в области образования (1998). Окончил психологический фак-т МГУ им. Ломоносова (1969), аспирантуру МГУ (1972),
защитив канд. дис.: «Одновременное формирование группы понятий, охватывающих
заданный раздел знаний». Профессиональную деятельность начал преподавателем
психологии в МГУ (1970-1972) МАДИ (1973-1974), МАрхИ (1974-1982, с 1976 г. - доцент) и МГУ
(1982-1988). В 1987 г
защитил докт. дис. – «Проектное моделирование как творческая деятельность
(психологические основы высшего архитектурного образования)» и перешел на
должность зам. директора НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР (1987-1989). С
1989 по 1992 – начальник Главного управления общего среднего образования, чл.
Коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию. После
создания в 1992 г.
на базе АПН СССР Российской академии образования работал в должности гл.
Ученого секретаря РАО (1992-1997). Параллельно с научно-организационной
деятельностью продолжал преподавательскую работу: профессор кафедры философии
МХТИ им. Д.И. Менделеева (1989-1992), зав. кафедрой педагогики и андрагогики
МГЛУ (1992-1994), а с 1994 - зав. кафедрой психологии и педагогической
антропологии МГЛУ. С 2000 г.
– проректор по учебно-методической работе этого ун-та. Научные интересы Н.
сосредоточены на психолого-педагогических проблемах вузовской подготовки
специалистов, теории и практике непрерывного образования. Результатом
многолетних трудов было создание целостной теории формирования
профессионального сознания как центральной категории обучения и воспитания в
высшей школе, выявления психологических закономерностей становления высших форм
профессионального творчества. Согласно этой теории высшее образование
обслуживает и регулирует определенный, исторически сложившийся уровень разделения
труда, являясь формой подготовки специалистов, в процессе которой у студента
складывается система психологических качеств и особенностей, характерных для
представителей данной профессии – его профессиональное сознание, делающее студента полноценным
специалистом. С позиции этой концепции высшее образование является не только
специальным, но и высшим уровнем развития тех конкретных психологических
особенностей и способностей человека, благодаря которым специалисты могут
полноценно осуществлять соответствующую профессиональную деятельность, в
буквальном смысле становятся способными к ней. "Психическое"
развитие, психологическое "оформление" каждого отдельного человека
совершается в меру и по мере его "вхождения", "врастания" в
ту профессиональную деятельность, которой он овладевает в процессе усвоения ее
содержания, ее форм и методов в высшей школе. В этом заключается задача
профессиональной "социализации" студента в процессе высшего
образования, его "превращения" и "обращения" в специалиста.
Собственно инженерное или научное мышление, художественное
воображение, математическая память, литературная фантазия и т.д. - те
конкретные формы психической деятельности личности, в которых только существует
и проявляется психическая деятельность человека и ее отдельные виды и формы –
являются с этой точки зрения тем ориентиром, который позволяет разумно ставить
и решать проблему определения целей и содержания высшего образования.
Задача психологии высшего образования как направления исследований - выявление
психологического "ядра'" профессиональной деятельности специалиста,
ее психологического инварианта. Практическое применение эта концепция нашла в
разработке психологической теории высшего архитектурного образования, правовой
и языковой подготовки специалистов. Под руководством Н. были разработаны и
внедрены разнообразные методы и методики интенсивного обучения различным видам
профессиональной деятельности. По его инициативе в МГЛУ была создана первая в
России кафедра андрагогики, занимающаяся проблемами образования взрослых. Н. –
автор многих учебных пособий и монографий, в том числе по вопросам
архитектурного образования. Среди них: «Организация
пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании», 1980;
«Введение в проектирование», 1982; «Психолого-педагогические аспекты подготовки
специалистов в вузе», 1985; «Психолого-педагогические основы использования ЭВМ
в учебном процессе высшей школы», 1987; «Психолого-педагогические основы
формирования профессиональной деятельности», 1988; «Методы архитектурного
творчества», 1988; «Опыт применения теории поэтапного формирования умственных
действий в преподавании иностранных языков в вузе», 1989; «Теория и
методика пространственного анализа в архитектуре», 1991; «Архитектура и
психология», 1993.
Л.А.
Карпенко, А.Н. Коновалов