http://cs9486.vk.me/u58091675/a_229ac466.jpgНЕЧАЕВ Николай Николаевич (р. 1946) - российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии и педагогики непрерывного образования, теории и практики вузовской подготовки специалистов. Автор теории формирования профессионального сознания. Ученик П.Я. Гальперина. Д-р психологических наук (1987), профессор (1990), вице-президент Совета Международного Бюро просвещения в Женеве (1990-1992), д. чл. РАО (1992). Награжден «Орденом Дружбы» (1996), медалью К.Д. Ушинского (2000). Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования (1998). Окончил психологический фак-т МГУ им. Ломоносова (1969), аспирантуру МГУ (1972), защитив канд. дис.: «Одновременное формирование группы понятий, охватывающих заданный раздел знаний». Профессиональную деятельность начал преподавателем психологии в МГУ (1970-1972) МАДИ (1973-1974), МАрхИ (1974-1982, с 1976 г. - доцент) и МГУ (1982-1988). В 1987 г защитил докт. дис. – «Проектное моделирование как творческая деятельность (психологические основы высшего архитектурного образования)» и перешел на должность зам. директора НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР (1987-1989). С 1989 по 1992 – начальник Главного управления общего среднего образования, чл. Коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию. После создания в 1992 г. на базе АПН СССР Российской академии образования работал в должности гл. Ученого секретаря РАО (1992-1997). Параллельно с научно-организационной деятельностью продолжал преподавательскую работу: профессор кафедры философии МХТИ им. Д.И. Менделеева (1989-1992), зав. кафедрой педагогики и андрагогики МГЛУ (1992-1994), а с 1994 - зав. кафедрой психологии и педагогической антропологии МГЛУ. С 2000 г. – проректор по учебно-методической работе этого ун-та. Научные интересы Н. сосредоточены на психолого-педагогических проблемах вузовской подготовки специалистов, теории и практике непрерывного образования. Результатом многолетних трудов было создание целостной теории формирования профессионального сознания как центральной категории обучения и воспитания в высшей школе, выявления психологических закономерностей становления высших форм профессионального творчества. Согласно этой теории высшее образование обслуживает и регулирует определенный, исторически сложившийся уровень разделения труда, являясь формой подготовки специалистов, в процессе которой у студента складывается система психологических качеств и особенностей, характерных для представителей данной профессии – его профессиональное сознание, делающее студента полноценным специалистом. С позиции этой концепции высшее образование является не только специальным, но и высшим уровнем развития тех конкретных психологических особенностей и способностей человека, благодаря которым специалисты могут полноценно осуществлять соответствующую профессиональную деятельность, в буквальном смысле становятся способными к ней. "Психическое" развитие, психологическое "оформление" каждого отдельного человека совершается в меру и по мере его "вхождения", "врастания" в ту профессиональную деятельность, которой он овладевает в процессе усвоения ее содержания, ее форм и методов в высшей школе. В этом заключается задача профессиональной "социализации" студента в процессе высшего образования, его "превращения" и "обращения" в специалиста. Собственно инженерное или научное мышление, художественное воображение, математическая память, литературная фантазия и т.д. - те конкретные формы психической деятельности личности, в которых только существует и проявляется психическая деятельность человека и ее отдельные виды и формы – являются с этой точки зрения тем ориентиром, который позволяет разумно ставить и решать проблему определения целей и содержания высшего образования. Задача психологии высшего образования как направления исследований - выявление психологического "ядра'" профессиональной деятельности специалиста, ее психологического инварианта. Практическое применение эта концепция нашла в разработке психологической теории высшего архитектурного образования, правовой и языковой подготовки специалистов. Под руководством Н. были разработаны и внедрены разнообразные методы и методики интенсивного обучения различным видам профессиональной деятельности. По его инициативе в МГЛУ была создана первая в России кафедра андрагогики, занимающаяся проблемами образования взрослых. Н. – автор многих учебных пособий и монографий, в том числе по вопросам архитектурного образования. Среди них: «Организация пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании», 1980; «Введение в проектирование», 1982; «Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе», 1985; «Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в учебном процессе высшей школы», 1987; «Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности», 1988; «Методы архитектурного творчества», 1988; «Опыт применения теории поэтапного формирования умственных действий в преподавании иностранных языков в вузе», 1989; «Теория и методика пространственного анализа в архитектуре», 1991; «Архитектура и психология», 1993.

Л.А. Карпенко, А.Н. Коновалов