НЕЧАЕВ Александp
Петpович (1870 - 1948) - российский психолог, специалист в области общей,
экспериментальной и педагогической психологии. Один из организаторов
отечественной психологической науки. Д-р педагогических наук (по психологии),
профессор. Образование получил в Санкт-Петербургском ун-те. В 1898-1900 гг.
стажировался в ряде психологических центров Европы (у В. Вундта, Г.Э. Мюллера,
Э. Меймана, А. Бине). В 1901
г. организовал первую в России лабораторию
экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее Главного
управления военно-учебных заведений Санкт-Петербурга. Исследовал особенности
психического развития детей, индивидуальные различия в психике детей
дошкольного и школьного возрастов, психологические аспекты организации и
гигиены умственного труда школьников. («Об умственном утомлении»/ Русский
начальный учитель, 1899; «Наблюдение над развитием интересов и памяти в
школьном возрасте». 1901). Большое внимание H. уделял рассмотрению воздействия
учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости
показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом
процессе. При этом необходимым условием успешности обучения Н. считал активное внимание.
Как показали его исследования, активизации внимания не может быть без учета
интересов школьников, соответствующей установки и отношения к воспринимаемому. Подчеркивал необходимость сближения
психологических исследований и педагогической практики, пытался строить
педагогику на основе данных психологии, рассматривая ее как прикладную
психологию («Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам
школьного обучения», 1901; 1908 - 1912 ). Был одним из
организаторов высшего учебного и научного центра С.-Петербурга - Педагогической
Академии (1907), главной задачей которой была экспериментальная разработка
теории и практики обучения и воспитания, подготовка педагогов и экспертов по
вопросам образования, организаторов внешкольного просвещения, руководителей
учебных заведений, школьных врачей и т.п. В этот же период Н. организует 1-й и
2-й Всероссийские съезды по педагогической психологии (1906; 1909), где его
идеи вызвали острую полемику. Вслед за этим были организованы 1-й, 2-й, и 3-й
Всероссийские съезды по экспериментальной педагогике, (1910, 1913, 1916).
Отстаивая свои взгляды, Н. вел большую просветительскую работу среди населения,
пропагандировал пути и принципы экспериментальных исследований в психологии и
педагогике («Очерк психологии для воспитателей и учителей»,1903-1908; «Как
преподавать психологию?», 1911; «Курс педагогической психологии для народных
учителей», 1915;). Изобрел для целей экспериментирования приборы: механический
хроноскоп, аппарат для изучения памяти, которые были удостоены многочисленных
премий на психологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за
рубежом (1908, 1909, 1912). После Октябрьской революции работал в научных
учреждениях и вузах Москвы. Продолжал исследование проблем памяти и индивидуальных
различий, психологии спорта, авиационной психологии и др. Изучая мнемические
процессы, экспериментально подтвердил наличие смешанных видов памяти. Прочное
запоминание, свободное оперирование материалом, по его мнению, предполагает при
восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление
плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя («Память. Как ее сохранить и улучшить», 1926; «Память человека и ее
воспитание, 1930). Исследовал проблему умственного утомления и
организации умственного труда учеников («Психическое утомление», 1929). Одним
из первых в отечественной психологии начал изучать условия рациональной
организации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха,
психологически обосновал составление расписания школьных занятий. Разработал
психофизиологические нормы профотбора для различных профессий и др. В 1920-х
гг. начал сталкиваться со все большим сопротивлением
своим идеям. На 2-м Психоневрологическом съезде (1924), отстаивая принципы
эмпиризма, отвергал философский подход к психологии; эта позиция была
подвергнута критике как противоречащая задачам перестройки психологии на основе
марксизма. В 1935 г
на основании ложного доноса был обвинен в контрреволюционной агитации и сослан
в Казахстан. В последние годы жизни работал в Семипалатинском педагогическом ин-те.
В.В.
Аншакова., А.В. Петровский