НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович (р. 1922) – российский педагог, художник, общественный деятель. Специалист в области педагогики и психологии художественного образования и воспитания. Профессор (1990), чл.-кор. АПН СССР (1991), д чл. РАО (1992). Окончив в 1951 г. Московский художественный ин-т, работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова (1942-1962). Преподавал в Московском городском педагогическом ин-те им. В.П. Потемкина (1957-1960), МГПИ им. В.И. Ленина (1960-1962), а с 1962 г. во ВГИКе. Был избран секретарем Союза художников СССР и председателем его комиссии по эстетическому воспитанию (1963-1988). Инициатор создания Московского центра художественной культуры и образования (1991). Анализ опыта преподавания художественных дисциплин привел Н. к идее о необходимости создания целостной программы художественного воспитания применительно к различным ступеням образования (от дошкольников до методической подготовки педагогов). В конце 1970-х гг. он предложил ее первый вариант, поддержанный Союзом художников. Главной целью программы было содействие формированию многогранных духовных интересов личности средствами искусства. В методологическое основание программы закладывалась ориентация на эмоционально-воспитательное воздействие художественных образов и на гуманитаризацию образования. Н. обратил внимание и на то, что приобщение к ценностям искусства может происходить и при решении учебных задач в курсах естественных и точных наук. Для этого должны быть соответствующим образом подготовлены преподаватели, способные выявить и показать обучаемым красоту мысли, гармонию познавательных , этических и эстетических ценностей. Формирование художественной культуры обучаемых связывалось не только с освоением знаний по искусству ( в том числе знаний различных художественных стилей), но и с овладением «художественной грамотностью», предполагавшей практические художественные умения и навыки. Решающая роль здесь отводилась общеобразовательной школе, призванной научить учащихся самостоятельно пользоваться приобретенными художественными знаниями и навыками, в том числе для дальнейшего саморазвития. В 1980-х гг. под руководством Н. был разработан новый вариант программы: «Изобразительное искусство и художественный труд», который был принят во многих школах Российской Федерации. Н. автор ряда книг, в том числе для педагогов и учащихся: «Тревоги большого пути. Слово художника к интеллигенции», М., 1967; «Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе», М., 1992; «Культура, искусство, образование», М., 1993 и др.

Л.А. Карпенко