НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович (р. 1922)
– российский педагог, художник, общественный деятель. Специалист в области
педагогики и психологии художественного образования и воспитания. Профессор (1990),
чл.-кор. АПН СССР (1991), д чл. РАО (1992). Окончив в 1951 г. Московский
художественный ин-т, работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова
(1942-1962). Преподавал в Московском городском педагогическом ин-те им. В.П.
Потемкина (1957-1960), МГПИ им. В.И. Ленина (1960-1962), а с 1962 г. во ВГИКе. Был избран
секретарем Союза художников СССР и председателем его комиссии по эстетическому
воспитанию (1963-1988). Инициатор создания Московского центра художественной
культуры и образования (1991). Анализ опыта преподавания художественных
дисциплин привел Н. к идее о необходимости создания целостной программы
художественного воспитания применительно к различным ступеням образования (от
дошкольников до методической подготовки педагогов). В конце 1970-х гг. он
предложил ее первый вариант, поддержанный Союзом художников. Главной целью
программы было содействие формированию многогранных духовных интересов личности
средствами искусства. В методологическое основание программы закладывалась
ориентация на эмоционально-воспитательное воздействие художественных образов и
на гуманитаризацию образования. Н. обратил внимание и на то, что приобщение к
ценностям искусства может происходить и при решении учебных задач в курсах
естественных и точных наук. Для этого должны быть соответствующим образом
подготовлены преподаватели, способные выявить и показать обучаемым красоту
мысли, гармонию познавательных , этических и
эстетических ценностей. Формирование художественной культуры обучаемых
связывалось не только с освоением знаний по искусству ( в
том числе знаний различных художественных стилей), но и с овладением
«художественной грамотностью», предполагавшей практические художественные
умения и навыки. Решающая роль здесь отводилась общеобразовательной школе,
призванной научить учащихся самостоятельно пользоваться приобретенными
художественными знаниями и навыками, в том числе для дальнейшего саморазвития.
В 1980-х гг. под руководством Н. был разработан новый вариант программы:
«Изобразительное искусство и художественный труд», который был принят во многих
школах Российской Федерации. Н. автор ряда книг, в том числе для педагогов и
учащихся: «Тревоги большого пути. Слово художника к интеллигенции», М., 1967;
«Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического
развития учащихся в школе», М., 1992; «Культура, искусство, образование», М.,
1993 и др.
Л.А.
Карпенко