ОХОРОВИЧ (Ochorowicz) Юлиан (1850 -
1917) - польский психолог, философ-позитивист и изобретатель в области
телефонной связи. Д-р философии (1873). Является основателем научной психологии
в Западной Украине и Польше, одним из пионеров опытной психологии в мировой
науке. Окончил физико-математический фак-т Варшавского
ун-та (1872). Получил степень д-ра философии в Лейпцигском ун-те(1873). С 1875
по 1882 г.
был доцентом кафедры психологии Львовского ун-та. Уже в эти годы проявил себя
как теоретик психологической науки, был сторонником экспериментального
направления В. Вундта, пропагандистом прикладного значения психологии,
стремился связать ее с педагогикой, историей, философией, логикой, физиологией
и медициной. В 1882-1892 гг. жил в Париже, где вместе с Ж.М. Шарко, Ш. Рише и
Т. Рибо разрабатывал научные проблемы гипноза и методику психотерапии. По этой
проблематике печатал работы на фр. яз. («De la suggestion mental», 1887). Предметом научного
рассмотрения О. были также парапсихологические феномены: магнетизм, оккультизм,
спиритизм, гипноз и внушение, психотерапия, медиумизм, сомнамбулизм,
ясновидение, передача воли и мыслей на расстояние, роль подсознательной сферы и
др. Одновременно О. увлекся телефонией. Им был изобретен двухмембранный
электромагнитный телефон, термомикрофон и др. Участвуя в 3-й Петербургской
электротехнической выставке, организовал трансляцию по проводам оперных
спектаклей (1886). О. был одним из главных инициаторов созыва 1-го
Международного психологического конгресса в Париже (1881). Им был подготовлен
проект конгресса, в котором подчеркивалась независимость психологии от
философии, указывалось, что предмет психологии - явления духовной жизни
человека, обосновывалась необходимость взаимопонимания между психологами,
содержался призыв к их интеграции и проведению 1-го объединительного съезда.
Психофизическую проблему О. решал с позиции материализма, категорически отрицал
идеализм. Однако, ставя знак равенства между вульгарным материализмом и
материализмом вообще, О. полагал, что материалистический подход исключает
возможность исследования психических явлений. Поэтому он, как и многие ученые
того времени, избрал философию позитивизма, полагая, что она преодолевает односторонность
как материализма, так и идеализма. В конкретных теоретических и опытных
исследованиях О. разрабатывал вопросы общей, возрастной, педагогической,
социальной, медицинской психологии, а также психологии народов, психологии
творчества и др., являясь одним из основоположников этих областей психологии.
Одним из первых он обращается к вопросам социальной и исторической психологии
(«Неосознанные традиции человечества», 1898), указывая, что в объяснении
социальных явлений историк должен выступать как психолог. Исторические
изменения духовной жизни народа, доказывал О., требуют и психологических
объяснений, например, настроения, верования, взгляды, обычаи, литература,
искусство. Система психологических взглядов О. наиболее полно
представлена в одной из последних его работ "Главные принципы
психологии", 1916. О. известен также как писатель, журналист и
литературный критик, редактор органа позитивистов в Польше - журнала "Hива".
А.Т. Губко