http://dates.gnpbu.ru/0-5/Allport/portret.jpgОЛПОРТ (Allport) Флойд Генри (1890 – 1978) – американский психолог, специалист в области экспериментальной социальной психологии, психологии личности, философии и теории психологии. Создатель рациональных и эмпирических моделей для бихевиористского направления в социальной психологии. Старший брат Гордона Олпорта. Профессор Сиракьюсского ун-та (1924; засл. профессор, 1956-1978; поч. д-р, 1974). Чл. Совета директоров АРА (1928-1930). Президент общества изучения социальных проблем (1939-1940). Награжден премией АРА “За выдающийся научный вклад” (1965), золотой медалью АПФ (1968). Образование получил в Гарвардском ун-те (бакалавр, 1913; д-р философии, 1919). Профессиональную деятельность начал с преподавания психологии в Гарвардском ун-те и Редклифф-Колледже (1919-1922). В это же время ему предложили редактировать расширенный “Journal of Abnormal and Social Psychology”, который стал включать проблемы социальной психологии (1921-1924). В первом номере этого журнала была опубликована статья О.: ”Черты личности: их классификация и определение” в соавт. с Г. Олпортом. Эта статья оказала большое влияние на дальнейшее развитие исследований по психологии личности. С 1922 по 1924 гг. О. – адъюнкт-профессор Северо-Каролинского ун-та, где пишет свою основополагающую книгу «Social Psychology» (1924) и получает приглашение преподавать в только что основанной Высшей школе гражданских и общественных наук при Сиракьюсском ун-те (1924-1956). Там он прочитал впервые созданный курс политической психологии и руководил первой докт. программой по социальной психологии (“Political science and psychology” / In W.F. Ogborn and A. Goldenwieser /eds/ “The Social Sciences and their Interrelations”, 1927). Ранние исследования О. были посвящены исследованию влияния группы на личность и привели к созданию термина «социальная помощь». Он пытался уточнить такие абстрактные понятия, как «групповой разум», в которых к понятию группы применял атрибуты личности. Его исследования в этой области помогли избежать многих ошибок. Большая часть идей этого периода была опубликована О. в книге «Социальная психология». Он пытался использовать фрейдовскую модель конфликта, выражая ее в терминах бихевиоризма, а также некоторые психоаналитические механизмы применительно к решению социальных проблем. Эта работа была первой концептуальной интеграцией двух различных подходов. В «Социальной психологи» О. описывает также собственные, ставшие классическими, исследования по групповому влиянию, что привело к превращению групповых экспериментов в норму социальной психологии. Он впервые исследовал такие феномены, как «социальное развитие и спад, доминирующие рефлексы и привычки, круговое и линейное социальное поведение, содействующие и взаимодействующие группы и отношения подчинения» и др. В 1930-х гг. интересы О. сместились в сторону социального поведения. Изучение теорий социальных институтов, исследование правового согласия, конформизма, религиозных ритуалов и факторов, формирующих поведение в микросоциуме, были обобщены им в книге “Institutional Behavior” (1933). Как общественный деятель, О. выступал против сегрегации, освещая вопросы социальной справедливости и этнических конфликтов. Последующие работы О. были направлены на разработку методов исследования феноменов коллективных действий (“Methods in study of collective action phenomena” / Journal of Social, 15, 1942). В 1950-1960-е гг. он заинтересовался проблемами взаимоотношений и социальной структуры. (“The structuring of events: Outline of a general theory with applications to psyhology” / Psyhological Review, 1954). Предпринял попытку создать теорию структуры действия на уровне поведения, объединив для этого достижения физики, генетики и микробиологии (“The structoronomic conception of behavior: Individual and the collective: 1.Structural theory and the master problem of social psychology / Journal of Abnormal and Social Psychology, 64; 1962). Теория эта достаточно сложная и широкого внимания не привлекла. Считается, что вклад О. привел к двум основным результатам: определению предмета социальной психологии как дисциплины, изучающей социальное влияние и оценку человеческого поведения и, второе, к созданию эмпирических моделей для бихевиористского направления в социальной психологии.

Л.А. Карпенко