Осипова Вера Николаевна (1876 - 1954) - российский психолог,
психофизиолог, ученица В.М. Бехтерева. Д-р медицинских наук (1914), д-р
педагогических наук (1936). В 1895
г. поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, а в 1897 г. в
Женский медицинский ин-т. Студенткой пятого курса начинает заниматься научной
работой под руководством В. М. Бехтерева. После окончания Медицинского ин-та
продолжает психологические исследования в клинике Бехтерева (1902-1906), с 1906 г. по 1915 г. работает в
лаборатории психиатрической клиники Казанского ун-та. В этот период защищает
докт. дис. на тему "Влияние нервно-психического тона на скорость
зрительных восприятий", в которой реализован комплексный подход к изучению
восприятий в единстве с интеллектуальными процессами и различными эмоциональными
состояниями и отношениями исследуемого к объекту восприятия. Было показано, что
настроение - сложное психическое состояние, не обособленное, а связанное с
физиологическим состоянием, с элементами познания, волей и другими психическими
процессами, определяющими рабочее состояние личности. В 1916 г.О. становится
руководителем психологической лаборатории в Центральном педагогическом музее
(Петербург), а с 1920 - сотрудницей Института мозга и психической деятельности.
Здесь ею создается лаборатория по изучению возрастной физиологии ВНД, отдел
общей психологии и лаборатория по изучению ощущений и восприятий. В лаборатории
по изучению детства О. с сотрудниками выполнен цикл работ по вопросам
восприятий зрительных и звуковых раздражений, скорости образования двигательных
сочетательных рефлексов в связи с возрастом и полом («Скорость воспитания
сочетательных рефлексов у детей в связи с возрастом и полом» / «Новое в
рефлексологии», 1926). В начале 1930-х гг. она создает
специальные методики для изучения зрительных восприятий в связи с мышлением у
школьников разных возрастов, а также становления форм мышления в конкретной
конструктивно-технической деятельности; под ее руководством проведена серия
работ по исследованию детского изобретательства, особенностей
конструктивно-технического мышления при восприятии технических конструкций и
др. («О детском изобретательстве» / «Сб. по общему и техническому кругозору»,
1934). В 1941-1944 гг. О. проводила работы по изучению
психических расстройств у больных МДП и шизофренией, в которых анализировались
изменения мыслительной функции у больных, течения ассоциаций, ошибки в
установлении связей между объектами, динамика отношений больного шизофренией к
окружающему миру, к предмету своей деятельности и к самому себе, эффекты
выпадения новых координационных актов и доминирования старых генетических форм
поведения. Эти работы внесли определенный вклад в решение задач
клинико-психиатрической диагностики разных стадий заболевания и определение
лечебно-педагогических мер. О. разработала новый прибор для изучения
контрастной чувствительности, что позволило исследовать влияние разнообразных
внешних условий, в которых протекает работа глаза (изменение качества предмета,
освещенность и др.) и которыми обусловлена гибкость, пластичность
воспринимающего органа ощущения. Результаты исследования подтвердили
необходимость систематической тренировки сенсорных функций в различных
условиях. Были вскрыты новые зависимости между ощущением и раздражением (в
отличие от установленных в традиционной психофизике).
При изучении особенностей восприятия цветов ахроматического ряда, О. показала
своеобразную динамику психического процесса, обеспечивающую адекватное
отражение предмета. Возглавила в Институте мозга направление исследований,
посвященных сравнительному изучению особенностей хроматического и
ахроматического зрения.
Е.В. Драпкина, Л.А Карпенко.