ПАНОВ Виктор Иванович (р. 1945 г.) - российский
психолог, специалист в области общей и экологической психологии, методологии
психологии, психологии одаренности и психодидактики. Д-р психологич. наук
(1996), чл.-кор. РАО (2001), профессор (2006), зам. директора
Психологического института РАО по научной работе (1993-2002). С 1992 г. – научный соруководитель,
а затем директор Центра экспериментальной психодидактики РАО (2003-2005). Ведёт большую работу
в качестве эксперта по защите диссертаций (член трех диссертационных
советов, был членом ВАК РФ), председатель экспертного совета РГНФ по
педагогике, психологии, социальным вопросам здоровья человека и экологии
человека. Член Экспертного совета при Президиуме РАО, а также член Проблемного
совета по экологическому образованию при Президиуме РАО. Организатор и руководитель
секции «Экологическая психология» при Российском психологическом обществе (с 2000 г.). Наряду с научно-исследовательской и научно-административной
деятельностью осуществлял научное
руководство координационным советом Федеральной целевой программы “Одаренные
дети” Минобразования РФ (1997-2002). В
рамках этой программы были подготовлены и изданы 7 учебных пособий для учителя
(«Библиотеки “Одаренные дети”»). В структуре этой же программы был членом
авторского коллектива “Рабочая концепция одаренности Минобразования РФ”
(1998-2003). В 1998 г.
за цикл работ по психологии обучения, выявления и развития одарённых детей был
(с коллективом соавторов) удостоен Премии правительства РФ в области
образования. Кроме того, за научные достижения был награждён медалью К.Д. Ушинского (1999); медалью
«Г.И.Челпанова (I степени)» ПИ РАО (2004 г.); нагрудным знаком «Почетный работник
общего образования РФ» (2007); Дипломом II степени за II место во «Всероссийском
конкурсе психологических изданий-2006» в номинации: «Лучшая монография по
психологии» - за книгу «Экологическая психология: опыт построения методологии»
(2004; 2007).
Профессиональную деятельность, после окончания школы
(1963) и службы в армии (1964-1967), начал в 1968 г. в НИИ ОиПП АПН СССР
(ныне ПИ РАО), где работает до сих пор. В 1973 г. окончил вечернее отделение математического факультета
МГПИ им. В.И. Ленина и начал исследовательскую работу под руководством Д. А.
Ошанина (1974), а затем А.И. Миракяна (1980). В 1983 г. защитил канд. дис.:
“Взаимосвязь скорости и формы движущегося объекта в непосредственно-чувственном
восприятии”. В развитие подхода к психическому отражению как порождающему
процессу, разрабатывал концепцию восприятия стабильности и движения объектов в
процессе зрительного восприятия. Защитил на эту тему докт. дис.: “Непосредственно-чувственный
уровень восприятия движения и стабильности объектов» (1996). В этом же, 1996 г., создал и возглавил в ПИ РАО лабораторию «Экопсихологии развития»,
которой заведует по настоящее время. Первоначально научные интересы П.
формировались под влиянием его учителей Д.А. Ошанина, автора концепции
оперативности психического отражения, и А.И. Миракяна, автора
трансцендентального подхода в психологии восприятия. В рамках этого подхода впервые была сформулирована методологическая проблема
изучения восприятия движения и стабильности объектов не в гносеологической
(“продуктной”) парадигме – через
отношение между уже отраженными в сознании продуктами восприятия (традиционные
подходы), - а в онтологической (“непродуктной”) – как возможности изучения порождения движения и
стабильности объектов в непосредственно-чувственном процессе восприятия. Было показано,
что существует методологическая связь между философско-гносеологическим
осмыслением проблемы восприятия движения и неподвижности объектов, - и физикальным
(“продуктным”) образом мышления её исследователей. Вследствие этого
гносеологический способ полагания (парадигма)
предмета исследования также закономерен при изучении восприятия движения
объектов и стабильности видимого мира, как и при изучении восприятия других
пространственных свойств. Однако этот способ не позволял сделать предметом
исследования собственно порождающую сторону непосредственно-чувственного
восприятия пространственных и иных свойств окружающего мира. Тем не менее, в своей
докторской диссертации П. представил к защите теоретическую модель порождения
восприятия движения и стабильности объектов в непосредственно-чувственном
восприятии как проявления незавершенности и/или завершенности микроактов
формопорождающего процесса.
В дальнейшем, развивая идеи своих учителей, П. расширил
сферу своих научных интересов, куда в настоящее время входят: методология
изучения психики, экологическая психология, психология одаренности,
психологические и психодидактические основы развивающего образования. Разработка
этих вопросов совместно с психологическими аспектами экологии детства привели П.
к созданию собственного направления в экологической психологии — экопсихологического
подхода к развитию психики (его психических процессов, психических состояний и
сознания) в природно- и социально-средовых условиях
разного вида (экологически неблагоприятных, семейных, образовательных, информационных,
профессиональных и т.д.). Полученные
теоретические и практические результаты данного направления исследований позволили
говорить об экопсихологии развития не только как об одном из направлений
экологической психологии, но и как о некоторой исследовательской парадигме,
предопределяющей соответствующие - теорию психического, эксперимент и практику.
Разные этапы разработки экопсихологического подхода к развитию психики
представлены в ряде авторских и коллективных монографий: «Экологическая
психология: опыт построения методологии» (2004), «Одаренность и одаренные дети:
экопсихологический подход» (2005), «Психодидактика образовательных систем:
теория и практика» (2007), «Экопсихология развития психики человека на разных
этапах онтогенеза» (2013, редактор). Несмотря на тематическое разнообразие проведенных
исследований, все они объединены общим
концептуальным замыслом, - парадигмальным поиском и анализом способов полагания
психики в качестве объекта исследования. В итоге П. пришёл к представлению об
экопсихологических типах взаимодействия между компонентами отношения «человек —
окружающая среда (природная, социальная)», инвариантных к разным видам
окружающей среды. Эти представления послужили методологической основной для
разработки экопсихологических предпосылок межвидовой психологии и гипотезе о
ноосфере как психической реальности («Экопсихология: парадигмальный поиск»,
2014). Научные исследования, проводимые П., ориентированы не только на теоретические
изыскания, но и на практику общего, дополнительного и экологического
образования, на тесное сотрудничество с педагогами-учеными и
педагогами-практиками. Проводится большая работа по повышению квалификации
педагогов и психологов, работающих в других городах России. Под его руководством защищены 8 кандидатских и 3 докторских диссертации. Проведены семь российских
конференций по экологической психологии (1996, 2000 2003,
2005, 2008, 2012, 2015гг.), и ряд других конференций. Опубликовано более
400 научных трудов, из них 10 монографий,
26 научных сборников и пособий для педагогов и психологов, где он
выступает редактором и соредактором.
Л.А. Карпенко