D:\МОИ РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ\ФОТО ИСТОРИЯ ПС. В ЛИЦАХ\Яндекс.Картинки  поиск похожих картинок_files\_avatar180.jpg ПАНОВ Виктор Иванович (р. 1945 г.) - российский психолог, специалист в области общей и экологической психологии, методологии психологии, психологии одаренности и психодидактики. Д-р психологич. наук (1996), чл.-кор. РАО (2001), профессор (2006), зам. директора Психологического института РАО по научной работе (1993-2002). С 1992 г. – научный соруководитель, а затем директор Центра экспериментальной психодидактики РАО (2003-2005). Ведёт большую работу  в качестве эксперта по защите диссертаций (член трех диссертационных советов, был членом ВАК РФ), председатель экспертного совета РГНФ по педагогике, психологии, социальным вопросам здоровья человека и экологии человека. Член Экспертного совета при Президиуме РАО, а также член Проблемного совета по экологическому образованию при Президиуме РАО. Организатор и руководитель секции «Экологическая психология» при Российском психологическом обществе (с 2000 г.). Наряду с научно-исследовательской и научно-административной деятельностью  осуществлял научное руководство координационным советом Федеральной целевой программы “Одаренные дети”  Минобразования РФ (1997-2002). В рамках этой программы были подготовлены и изданы 7 учебных пособий для учителя («Библиотеки “Одаренные дети”»). В структуре этой же программы был членом авторского коллектива “Рабочая концепция одаренности Минобразования РФ” (1998-2003). В 1998 г. за цикл работ по психологии обучения, выявления и развития одарённых детей был (с коллективом соавторов) удостоен Премии правительства РФ в области образования. Кроме того, за научные достижения был  награждён медалью К.Д. Ушинского (1999); медалью «Г.И.Челпанова (I степени)» ПИ РАО (2004 г.); нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» (2007); Дипломом II степени за II место во «Всероссийском конкурсе психологических изданий-2006» в номинации: «Лучшая монография по психологии» - за книгу «Экологическая психология: опыт построения методологии» (2004; 2007).

Профессиональную деятельность, после окончания школы (1963) и службы в армии (1964-1967), начал в 1968 г. в НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО), где работает до сих пор. В 1973 г. окончил  вечернее отделение математического факультета МГПИ им. В.И. Ленина и начал исследовательскую работу под руководством Д. А. Ошанина (1974), а затем А.И. Миракяна (1980). В 1983 г. защитил канд. дис.: “Взаимосвязь скорости и формы движущегося объекта в непосредственно-чувственном восприятии”. В развитие подхода к психическому отражению как порождающему процессу, разрабатывал концепцию восприятия стабильности и движения объектов в процессе зрительного восприятия. Защитил на эту тему докт. дис.: “Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов» (1996). В этом же, 1996 г., создал и возглавил  в ПИ РАО лабораторию «Экопсихологии развития», которой заведует по настоящее время. Первоначально научные интересы П. формировались под влиянием его учителей Д.А. Ошанина, автора концепции оперативности психического отражения, и А.И. Миракяна, автора трансцендентального подхода в психологии восприятия. В рамках этого подхода впервые была сформулирована методологическая проблема изучения восприятия движения и стабильности объектов не в гносеологической (“продуктной”) парадигме –  через отношение между уже отраженными в сознании продуктами восприятия (традиционные подходы), - а в онтологической (“непродуктной”) –  как возможности изучения порождения движения и стабильности объектов в непосредственно-чувственном процессе восприятия. Было показано, что существует методологическая связь между философско-гносеологическим осмыслением проблемы восприятия движения и неподвижности объектов, - и физикальным (“продуктным”) образом мышления её исследователей. Вследствие этого гносеологический  способ полагания (парадигма) предмета исследования также закономерен при изучении восприятия движения объектов и стабильности видимого мира, как и при изучении восприятия других пространственных свойств. Однако этот способ не позволял сделать предметом исследования собственно порождающую сторону непосредственно-чувственного восприятия пространственных и иных свойств окружающего мира. Тем не менее, в своей докторской диссертации П. представил к защите теоретическую модель порождения восприятия движения и стабильности объектов в непосредственно-чувственном восприятии как проявления незавершенности и/или завершенности микроактов формопорождающего процесса. 

В дальнейшем, развивая идеи своих учителей, П. расширил сферу своих научных интересов, куда в настоящее время входят: методология изучения психики, экологическая психология, психология одаренности, психологические и психодидактические основы развивающего образования. Разработка этих вопросов совместно с психологическими аспектами экологии детства привели П. к созданию собственного направления в экологической психологии — экопсихологического подхода к развитию психики (его психических процессов, психических состояний и сознания) в природно- и социально-средовых условиях разного вида (экологически неблагоприятных, семейных, образовательных, информационных, профессиональных и т.д.).  Полученные теоретические и практические результаты данного направления исследований позволили говорить об экопсихологии развития не только как об одном из направлений экологической психологии, но и как о некоторой исследовательской парадигме, предопределяющей соответствующие - теорию психического, эксперимент и практику. Разные этапы разработки экопсихологического подхода к развитию психики представлены в ряде авторских и коллективных монографий: «Экологическая психология: опыт построения методологии» (2004), «Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход» (2005), «Психодидактика образовательных систем: теория и практика» (2007), «Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза» (2013, редактор). Несмотря на тематическое разнообразие проведенных исследований,  все они объединены общим концептуальным замыслом, - парадигмальным поиском и анализом способов полагания психики в качестве объекта исследования. В итоге П. пришёл к представлению об экопсихологических типах взаимодействия между компонентами отношения «человек — окружающая среда (природная, социальная)», инвариантных к разным видам окружающей среды. Эти представления послужили методологической основной для разработки экопсихологических предпосылок межвидовой психологии и гипотезе о ноосфере как психической реальности («Экопсихология: парадигмальный поиск», 2014). Научные исследования, проводимые П., ориентированы не только на теоретические изыскания, но и на практику общего, дополнительного и экологического образования, на тесное сотрудничество с педагогами-учеными и педагогами-практиками. Проводится большая работа по повышению квалификации педагогов и психологов, работающих в других городах России.   Под его руководством защищены 8 кандидатских и 3 докторских диссертации. Проведены семь российских конференций по экологической психологии (1996, 2000  2003,  2005, 2008, 2012, 2015гг.), и ряд других конференций. Опубликовано более 400 научных трудов, из них 10 монографий,  26 научных сборников и пособий для педагогов и психологов, где он выступает редактором и соредактором. 

Л.А. Карпенко