http://www.moypolk.com/sites/default/files/styles/soldiers_list_photo/public/photos/pataki_ferenc.jpg?itok=snXoLlyeПАТАКИ (Pataki) Ференц (р. 1928) – венгерский социальный психолог и педагог, один из создателей социальной психологии в Венгрии. Д-р психологических наук (1982), профессор (1984). Чл.-кор. АН Венгрии (1985), д. чл. АН Венгрии (1990). Чл. Президиума АН Венгрии (с 1990-). Председатель отдела философии и истории АН (1990-1993, 1996-). Вице-президент АН Венгрии по общественным наукам (1993-1996). Был удостоен Премии Апацаи Чере Яноша Министерства просвещения Венгрии (1977), Международной премии Академии наук социалистических стран (1984), Государственной премии им. Сечени (1995). После окончания гимназии (1946) учился в Будапештском ун-те им. Пазманьа, затем в МГПИ им. В.И. Ленина (Москва), который окончил в1953 по специальности «преподаватель психологии и педагогики». С 1953 по 1955 работал в ЦК Союза молодежи ВНР. Обучение в аспирантуре прервали события 1956 года, после чего до 1961 г. он работал учителем в школе. С 1961 в Центральном ин-те Педагогики занимался исследованием проблем теории воспитания, историей педагогики Нового времени, социологией школы, анализом наследия А.С. Макаренко. В 1965 г. был приглашен в Институт психологии Венгерской АН в качестве организатора отдела социальной психологии. Вся дальнейшая деятельность П. связана с этим институтом. В 1968 г. защищает канд. дис. по педагогике, а в 1982 г. – докт. дис. по психологии. С 1972 по 1975 - зам. директора, а с 1976 по 1993 - директор Институт психологии АН Венгрии. В настоящее время профессор-исследователь Института психологии. Наряду с научно-исследовательской продолжал преподавательскую деятельность в вузах Будапешта. В качестве чл. Европейской Ассоциации экспериментальной социальной психологии способствовал установлению и расширению международных связей венгерских социальных психологов. Основные направления исследований П. охватывают широкий круг социально-психологических проблем. Начав с изучения социальной группы и коллектива (генезис и развитие групповых отношений, групповая сплоченность, позиция группы в более широкой общности), он, впоследствии, сосредоточивается на теоретических, исторических и эмпирических аспектах «социальной идентичности» и «Я-системы». Работа над фундаментальными проблемами социальной психологии сочеталась с прикладными и практическими вопросами педагогической и социальной психологии. Многолетнее сотрудничество связывает П. с лабораторией «Макаренко-реферат» (Марбург, ФРГ), направленное на изучение жизни, творческой биографии, социально-психологического и педагогического наследия А.С. Макаренко. Начиная с 90-х годов, П. исследует социально-психологические процессы и феномены поведения масс, сопровождающие радикальные социально-политические перемены в венгерском обществе (динамика общественных настроений, появление феномена «козла отпущения», девиантные формы поведения, прогностические исследования и др.). П. автор и ред. книг (все на венгер. яз.): «Жизнь и педагогика А.С. Макаренко», 1966; 1988; «Психология групп»/ред., 1969; 1980; «Групповая сплоченность»/ в соавт., 1972; «Социальная психология и социальная реальность», 1977; «Я и социальная идентичность», 1982; «Коллективистическое общество: идеал и действительность», 1988; «После смены режима: обзор», 1993; «Век масс. Введение в психологию масс», 1998; «Биография и идентичность», 2001.

Т.Ф. Кораблева