ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович (1867 – 1931)
- российский и польский правовед, социолог, психолог. Закончил юридический
факультет Киевского ун-та, затем учился в Берлинском ун-те. В 1898-1918 гг. -
профессор кафедры энциклопедии и истории философии права Петербургского ун-та.
Депутат 1-й Государственной думы. Чл. Польской академии (1912). С 1918 г. –
профессор социологии Варшавского ун-та. П. - один из создателей психологической
школы права. В философии – последователь неокантианства в его
психологизированной трактовке. Проводил различие между «подлинным» интуитивным
правом, основанном на индивидуальном самосознании, и «официальным» позитивным
правом, базирующемся на внешнем авторитете государства. Действие права состоит,
во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и
воздержаниям и, во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт
человеческого характера и искоренении других, то есть в воспитании народной
психики. Первое действие он называл мотивационным или импульсивным действием
права, а второе его педагогическим действием. «Истинными мотивами, двигателями»
социального поведения П. считал эмоции и потому ставил в упрек современной ему
психологии недостаточное изучение эмоций и мотивов. Считал создание научной
теории мотивации поведения необходимым условием для научного построения не
только права, но и множества дисциплин, которые имеют дело с человеческим
индивидуальным и массовым поведением, с социальными явлениями, их историей и
т.п. П. высказывал гипотезу, что все внутренние переживания, которые имеют
двойной пассивно-активный характер (напр., переживания голода и жажды), следует
объединить в один класс, противопоставляя их известным ранее
односторонне-пассивным (познание и чувства) или односторонне-активным (воля)
психическим явлениям. Этот новый класс он предлагает назвать эмоциями. От
эмоций нравственных, или чисто императивных (мы чувствуем обязанность быть
совершенным, добродетельным и т.д.) П. отличал эмоции правовые, или
императивно-атрибутивные (мы чувствуем обязанность, долг по отношению к другому
лицу). Проекцией последних и являются правовые нормы, которые в истории
человечества получали разные названия: божественный закон, совесть, народный
дух, общая воля, инстинкт рода, правопорядок. Атрибутивный характер сообщает второму
виду эмоций особую силу, так что эта мотивация сильнее и надежнее, нежели чисто
моральная. П. считал, что переход от моральных, необязательных, к правовым
обязательным эмоциям является шагом вперед по пути социального прогресса, когда
то социально-разумное и желательное поведение, которое вначале соблюдалось лишь
более выдающимися в этическом плане людьми, превращается в общее социальное
явление. Показывая подъем или упадок правового сознания народа в тот или иной
исторический момент, П. доказывал, что колебания уровня правового сознания, его
высокий или низкий уровень у какого-либо народа отражает влияние культуры и
социального окружения. Он подчеркивал, что отсутствие развитого правового
сознания связано с отсутствием личной свободы, поэтому необходимо как можно
раньше развивать как личностное самосознание детей, так и правовые атрибутивные
эмоции. Такой подход дал ему возможность прийти к важному положению своей
теории - обоснованию роли мотивов и эмоций в процессе социализации человека, в
процессе усвоения им нравственных и правовых норм. Автор трудов: «Очерки
философии и права», вып. 1, 1900; «О мотивах человеческих поступков, в
особенности об этических мотивах и их разновидностях», 1904; «Введение в
изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии», 1908;
«Теория права и государства в связи с теорией нравственности», т. 1-2,
1909-1910; “O ideale społecznym i odrodzeniu prawa naturalnego”, 1925).
Т.Д. Марцинковская, И.Е.
Сироткина