http://psy.su/mod_files/reg_1/small_img_img_reg_1_35205.jpgПЕТРОВСКИЙ Вадим Артурович (р. 1950) - российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития, психологического консультирования, математического моделирования личности. Автор идеи общей персонологии – «науки личности» – и мультисубъектной теории личности. Д-р психологических наук (1993), чл.-кор. РАО (1996), профессор (1997). Награжден медалью К.Д. Ушинского (2001). Окончил 2-ю физико-математическую школу при мехмате МГУ им. Ломоносова (1967) и фак-т психологии МГУ (1972). Профессиональную деятельность начал с работы в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1971-1973). В 1974 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН СССР (1974-1976), защитив в 1977 г. канд. дис. «Активность субъекта в условиях риска». Научную деятельность продолжил в НИИ Проблем высшей школы (с.н.с., 1975-1979). С 1979 по 1980 г. – ст. преподаватель Института повышения квалификации высших педагогических кадров АПН СССР. С 1980 по 1984 продолжил научную работу в НИИ ОиПП АПН СССР и НИИ Дошкольного воспитания (1984-1992). В 1987 г. по совместительству возглавил лабораторию ВНИК «Школа», где руководил разработкой «Концепции дошкольного воспитания», которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ориентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с «природой», «культурой», «другими людьми», «самим собой». С 1992 по 1996 г. П. зав. лабораторией «Личностно-ориентированной дидактики» Института педагогических инноваций РАО. С 1996 г. по 2014 г. зав. лабораторией «Персонологии развития» Института дошкольного образования РАО. С 2006 г. По настоящее время П. – профессор кафедры психологии личности, а с 2010 г. ­– ординарный профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; в 2010 – лауреат премии «Золотая вышка» за достижения в науке. В последние 25 лет научной и педагогической деятельности П. под его руководством ведутся исследования, посвященные анализу взаимодействия детей и воспитывающих взрослых («Воспитателю о личностном общении», М.,1992, в соавт.; «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении», М., 1993, в соавт; «Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада», М., 1993, в соавт. и др.). П., совместно с В.Г. Грязевой, была разработана концепция творческой одаренности (как формы проявления активной неадаптивности) и экологии творчества (как системы условий адекватной персонализации творчески одаренных индивидуумов) («Одаренные дети: экология творчества», Челябинск-Москва, 1993, в соавт.). Другая линия научных исследований П. связана с психологией личности («Психология неадаптивной активности», М.,1992; «Личность: феномен субъектности», Ростов-на-Дону, 1993). В 1994 г. он защищает докт. дис.: «Феномен субъектности в психологии личности». Результатом экспериментальных исследований всех этих лет было создание мультисубъектной теории личности, которая объединяет в себе четыре концепции: 1)двойственности самосознания, трактующая индивидуальное «Я»; 2) надситуативной активности, трактующей надиндивидуальное «Я»; персонализации, трактующая отраженное «Я»; 4) универсализации, трактующей трансиндивидуальное «Я». В данной теории впервые выделен и критически проанализирован «постулат сообразности» (телеологический подход в психологии), сформулирован принцип неадаптивности, выдвинута идея полагания индивидом своего инобытия в других (идеальной представленности и продолженности) в качестве критерия существования личности, а также - идея неустранимости противоречия в системе «Я в себе и для себя» и «Я в другом и для другого» как источника динамики (развития и деструкции) личности. В рамках мультисубъектной теории были разработаны понятия “активная неадаптивность”, “бескорыстный риск”, “избыточные возможности как источник активности”, “самотрансценденция”, “отраженная субъектность (инобытие индивида как личности)”, “Я как причина себя”, “кольцо самоподражания”, “действенная групповая эмоциональная идентификация (соучаствование)”, “Мое Я” и “Мое Ты” и др.; предложена трансактная модель интерпретации источников неадаптивной активности; построена модель вхождения личности в новую социальную общность (выделение ступеней «первичной социализации», «индивидуализации», «интеграции»). В развитие идеи «инобытия» индивида как формы существования его личности, П., совместно с А.В. Петровским, была разработана идея потребности и способности персонализации, объясняющая чередование фаз динамики личности в онтогенезе. Феноменология самотрансценденции очерчена на основе предложенных П. методов “виртуальной”, “отраженной” и “возвращенной субъектности”, представленных многочисленными экспериментальными методиками («Экспериментальные методы исследования личности в коллективе»/под ред. А.В. Петровского и П., М.,1985). Третье направление исследований П. – теория и методология психологии. Совместно с А.В. Петровским им разработана категориальная система теоретической психологии - логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии (глава в книге А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского «Теоретическая психология», М., 2001. П. предложена идея общей персонологии – «науки личности», объединяющей в себе фундаментальную и прикладную психологию личности. Общая (постнеклассическая) персонология – это психологическая теория личности, предъявляющая свои конструкты и факты людям и рефлектирующая таким образом свое влияние на поведение и сознание людей. В последние годы П. разработал ряд моделей, описывающих сознание, самосознание и поведение личности («К построению алгебры когито», 1996; «Трансактная модель рефлексивного выбора», 2001; «Импульсная модель экзистенциального выбора», 2002), теоретически и эмпирически обоснована новая категория  «состоятельности» как единства «могу» - «хочу» - «достигаю», предложена и эмпирически апробирована математическая модель динамики состоятельности в процессе решения жизненно значимых задач. В исследованиях последних лет П. разрабатывает философские основы психологии «Я» («Мыслю – да! Но существую ли?», 2011; «Я: конфигурации артефакта», 2014). П.– автор монографий: «Личностно-развивающее взаимодействие» (в соавт.), Ростов-на-Дону, 1993; «Воспитатели и дети: источники роста» (отв. ред. и автор), М., 1994; «Психология воспитания» (отв. ред. и автор), М., 1994 и др. ; «Личность в психологии: парадигма субъектности» (Ростов-на-Дону, 1996); монографии «Человек над ситуацией», М., 2010, и « “Я” в персонологической перспективе», М., 2013.

 

Л.А. Карпенко