http://museum.ikprao.ru/_mod_files/ce_images/pevzner/pevzner001.gifПЕВЗНЕР Мария Семеновна (1901 - 1989) – российский врач, психолог, дефектолог. Канд. медицинских наук (1946), д-p педагогических наук (1960), профессор (1963). Закончила медицинский фак-т МГУ (1924) и специальные курсы по детской неврологии (1925). С 1931 г. работала научным сотрудником в Экспериментальном дефектологическом ин-те. С 1960 по 1972 гг. заведовала сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей Института дефектологии АПH СССР, где под ее руководством разрабатывалось новое направление - генетическое изучение аномальных детей. Докт. дис. защитила на основании книги «Дети-олигофрены» (1959). С 1973 г. - научный консультант лаборатории. Профессиональная деятельность П. была связана с изучением аномальных детей. Исследовались проблемы патологии поведения детей, рассматривались возможности применения клинического метода для изучения аномального ребенка, была разработана классификация психопатий в детском возрасте («Дети-психопаты и лечебно-педагогическая работа с ними», 1941). Центральное место в исследованиях П. занимало изучение олигофрении: ее этиологии, патогенеза, определения эффективных методов и приемов лечебной и коррекционной работы с умственно отсталыми детьми («Принципы отбора детей во вспомогательные школы», 1956; «Динамика развития детей – олигофренов»/в соавт. с В.И. Лубовским, 1963; «Генетическое направление в изучении проблем олигофрении»/в соавт., 1965). Предметом анализа выступали также неуспевающие школьники младших классов. В 80-е гг. проводилось комплексное изучение детей-олигофренов в связи с наличием у них глубоких сенсорных дефектов (зрения, слуха) (Сб. тр.Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха»/статья, 1986). Совместно с сотрудниками института (Т.А. Власовой, В.И. Лубовским, Т.В. Розановой) П. были сформулированы основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий.

В.А. Сумарокова