ПЛАТОНОВ
Константин Константинович (1906 - 1984) - российский психолог, врач, специалист
в области психологии труда, военной и медицинской психологии, социальной
психологии и психологии личности. Сын К.И. Платонова - известного
врача-невропатолога, внесшего большой вклад в разработку методов внушения и
гипноза, ученика и сподвижника В.М. Бехтерева. Д-р медицинских (1954) и д-р
психологических наук, профессор (1954). Заслуженный деятель науки РСФСР.
Окончил Харьковский медицинский ин-т и экстерном - биологический фак-т
Харьковского ин-та народного образования (1929). Профессиональную деятельность
начал в Харьковском ин-те распространения естествознания, затем в Украинском
психоневрологическом ин-те (с 1925), где проводил первые научные исследования и
издал учебное пособие по биологии для педагогических вузов. В 1930-е гг.
включается в психотехническое движение, создает и возглавляет комплексные
психотехнические лаборатории на Горьковском автомобильном и Челябинском
тракторном заводах, разрабатывает пути и приемы повышения производительности
труда рабочих, проводит психологический анализ профессий, осуществляя
практическое решение проблем профотбора, "оздоровления труда",
травматизма, работоспособности, усовершенствования рабочих мест и т.п. С
середины 30-х гг. начинает заниматься психологическими исследованиями в области
авиации, посвятив этому более 20 лет (1935-1959). Работает в
Hаучно-исследовательском санитарном ин-те (впоследствии Институт авиационной
медицины). В годы ВОВ П. был заместителем флагманского врача армии, возглавлял
военно-врачебную летную комиссию 1-го Белорусского фронта. В послевоенные годы
занимает должность начальника филиала Института авиационной медицины в
Качинской авиашколе. Здесь под его руководством был создан самолет-лаборатория
для исследования летных навыков, совместно с Л.М. Шварцем подготовлено одно из
первых учебных пособий по психологии летной деятельности («Очерки психологии
для летчиков», 1948). Результаты дальнейших исследований были опубликованы в
монографиях и учебных пособиях («Психология летного труда», 1960; «Авиационная
психология», 1963). В 1960 г. П. - сотрудник сектора психологии Института
философии АН СССР, где разворачивает исследования по психология труда («Вопросы
психологии труда». 1962, 1970), профтехобразованию, военной и медицинской
психология. С 1972 г. и до последних дней жизни П. трудился в Институте
психологии АН СССР, уделяя основное внимание проблемам психологии личности,
социальной психологии, психологии религии, методолого-теоретическим основаниям
психологии. Исследует систему психологической науки с позиций отражательной
природы психики, ее активного формирования в деятельности («Система психологии
и теория отражения», 1982; «О системе психологии», 1972; «Краткий словарь
психологических понятий», 1981). Исследуя концептуальную структуру и язык
психологии, выделил категории двух уровней: общепсихологические (психическое
отражение, психические явления, сознание, личность, деятельность, развитие
психики) и частные, логическое соподчинение которых выступает основанием их
систематизации. В качестве исходной определял категорию
"взаимодействия", через которую, по мнению П., объединяются в единое
целое теория отражения и системный подход. Центральное место в анализе системы
психологических категорий отводил категориям сознания и личности. Рассматривая
структуру индивидуального сознания, включал в него самосознание, атрибуты и
уровни ясности сознания, его виды. Структуру и развитие личности рассматривал с
позиций структурно-генетического подхода, определяя личность как одну из сторон
человека, носителя сознания. В качестве основных подструктур выделял -
направленность личности, опыт, особенности психических процессов,
биопсихические свойства. На эти иерархически организованные уровни
"накладываются" два интегральных личностных образования - характер и
способности («Проблемы способностей». 1972). Исследования личности в подходе П.
органически связаны с разработкой проблем коллектива («Личность и труд», 1965;
«Коллектив и личность», 1975). Коллектив определялся им как группа людей,
объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью
общества. Предметом эмпирических исследований выступали различные
внутригрупповые (внутриколлективные) процессы: соревновательные отношения,
процессы коммуникации, социально-психологический климат коллектива и др. П. был
в числе первых ученых, обратившихся в 60-е гг. к разработке проблем социальной
психологии в нашей стране. Принимал участие в дискуссии о предмете социальной
психологии («Что изучает общественная психология?», 1971), что обусловило его
внимание к проблемам методологии социальной психологии. Известны также
исследования П. в области истории развития отечественной психологии (истории
авиационной психологии, психологии труда, психологии личности). П. - автор
многих научных трудов и учебных пособий, а также pяда научно-популярных книг в
области психологии (Занимательная психология, 1962, 1964,1986) и др.
В.А. Кольцова