ПЛАТОНОВ Константин Константинович (1906 - 1984) - российский психолог, врач, специалист в области психологии труда, военной и медицинской психологии, социальной психологии и психологии личности. Сын К.И. Платонова - известного врача-невропатолога, внесшего большой вклад в разработку методов внушения и гипноза, ученика и сподвижника В.М. Бехтерева. Д-р медицинских (1954) и д-р психологических наук, профессор (1954). Заслуженный деятель науки РСФСР. Окончил Харьковский медицинский ин-т и экстерном - биологический фак-т Харьковского ин-та народного образования (1929). Профессиональную деятельность начал в Харьковском ин-те распространения естествознания, затем в Украинском психоневрологическом ин-те (с 1925), где проводил первые научные исследования и издал учебное пособие по биологии для педагогических вузов. В 1930-е гг. включается в психотехническое движение, создает и возглавляет комплексные психотехнические лаборатории на Горьковском автомобильном и Челябинском тракторном заводах, разрабатывает пути и приемы повышения производительности труда рабочих, проводит психологический анализ профессий, осуществляя практическое решение проблем профотбора, "оздоровления труда", травматизма, работоспособности, усовершенствования рабочих мест и т.п. С середины 30-х гг. начинает заниматься психологическими исследованиями в области авиации, посвятив этому более 20 лет (1935-1959). Работает в Hаучно-исследовательском санитарном ин-те (впоследствии Институт авиационной медицины). В годы ВОВ П. был заместителем флагманского врача армии, возглавлял военно-врачебную летную комиссию 1-го Белорусского фронта. В послевоенные годы занимает должность начальника филиала Института авиационной медицины в Качинской авиашколе. Здесь под его руководством был создан самолет-лаборатория для исследования летных навыков, совместно с Л.М. Шварцем подготовлено одно из первых учебных пособий по психологии летной деятельности («Очерки психологии для летчиков», 1948). Результаты дальнейших исследований были опубликованы в монографиях и учебных пособиях («Психология летного труда», 1960; «Авиационная психология», 1963). В 1960 г. П. - сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, где разворачивает исследования по психология труда («Вопросы психологии труда». 1962, 1970), профтехобразованию, военной и медицинской психология. С 1972 г. и до последних дней жизни П. трудился в Институте психологии АН СССР, уделяя основное внимание проблемам психологии личности, социальной психологии, психологии религии, методолого-теоретическим основаниям психологии. Исследует систему психологической науки с позиций отражательной природы психики, ее активного формирования в деятельности («Система психологии и теория отражения», 1982; «О системе психологии», 1972; «Краткий словарь психологических понятий», 1981). Исследуя концептуальную структуру и язык психологии, выделил категории двух уровней: общепсихологические (психическое отражение, психические явления, сознание, личность, деятельность, развитие психики) и частные, логическое соподчинение которых выступает основанием их систематизации. В качестве исходной определял категорию "взаимодействия", через которую, по мнению П., объединяются в единое целое теория отражения и системный подход. Центральное место в анализе системы психологических категорий отводил категориям сознания и личности. Рассматривая структуру индивидуального сознания, включал в него самосознание, атрибуты и уровни ясности сознания, его виды. Структуру и развитие личности рассматривал с позиций структурно-генетического подхода, определяя личность как одну из сторон человека, носителя сознания. В качестве основных подструктур выделял - направленность личности, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства. На эти иерархически организованные уровни "накладываются" два интегральных личностных образования - характер и способности («Проблемы способностей». 1972). Исследования личности в подходе П. органически связаны с разработкой проблем коллектива («Личность и труд», 1965; «Коллектив и личность», 1975). Коллектив определялся им как группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества. Предметом эмпирических исследований выступали различные внутригрупповые (внутриколлективные) процессы: соревновательные отношения, процессы коммуникации, социально-психологический климат коллектива и др. П. был в числе первых ученых, обратившихся в 60-е гг. к разработке проблем социальной психологии в нашей стране. Принимал участие в дискуссии о предмете социальной психологии («Что изучает общественная психология?», 1971), что обусловило его внимание к проблемам методологии социальной психологии. Известны также исследования П. в области истории развития отечественной психологии (истории авиационной психологии, психологии труда, психологии личности). П. - автор многих научных трудов и учебных пособий, а также pяда научно-популярных книг в области психологии (Занимательная психология, 1962, 1964,1986) и др.

В.А. Кольцова