ПОДДЪЯКОВ
Николай Николаевич (р. 1929) - российский психолог, специалист в области
возрастной и педагогической психологии, создатель концепции развития
познавательной сферы ребенка. Д-р психологических наук (1974), профессор
(1981), чл.-кор. АПН СССР (1978), д. чл. АПН СССР
(1990), д. чл. РАО (1993). Награжден медалью «За доблестный
труд» (1970). Окончив философский фак-т МГУ им.
М.В.Ломоносова (1948-1953), поступил в аспирантуру Института психологии АПН
РСФСР (1953-1957). После аспирантуры работал в Институте психологии, защитив в 1960 г канд. дис.:
«Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и
автоматизации практических действий» и перешел на работу в НИИ Дошкольного
воспитания АПН РСФСР, где с 1965 по 1981 г. заведовал лабораторией «Умственного
воспитания детей дошкольного возраста. В 1974 г. защитил докт. дис. по психологии:
"Развитие допонятийных форм мышления в дошкольном возрасте". Научные
интересы П. связаны, прежде всего, с изучением познавательного развития
дошкольников, особенностями их мышления, формированием основных логических
операций в этом возрасте («Умственное воспитание дошкольников», 1972). Им было
проанализировано развитие образного мышления, его достоинства и недостатки,
механизмы его становления в дошкольном возрасте, методы его диагностики и
развития («Содержание и методы умственного воспитания дошкольников», 1977).
Разработанные П. экспериментальные методики, позволяющие исследовать различные
стороны образного мышления, динамику его становления, легли в основу многих
современных диагностических и развивающих программ. Описанный П. феномен
"бескорыстного мышления" открывает новые аспекты творческой
активности дошкольников. С 1981 по 1992 г. П. - директор НИИ Дошкольного
воспитания АПН СССР. Под его руководством разрабатывалась концепция развития
познавательной сферы ребенка, на основе которой в ин-те разрабатывались
конкретные технологии обучения и воспитания детей. В последние годы П., наряду
с исследованием интеллектуального развития детей, занимается проблемами игры,
изучая влияние игровых отношений к жизни на психическое развитие детей,
особенности их социализации. П. ведет активную педагогическую деятельность. Он
автор научных трудов: "Развитие элементарных форм мышления в дошкольном
детстве", М., 1973; "Мышление дошкольника", в соавт., М., 1977;
«Умственное воспитание детей дошкольного возраста», М., 1984, 1988;
"Творческое развитие детей дошкольного возраста", 1994; и др.
Л.А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская