ПОЛАНИ (Polani) Мишель (1891 – 1976) - английский химик и психолог венгерского происхождения, специалист в области философии психологии, теоретической и религиозной психологии. Изучал медицину в Будапештском ун-те, затем служил офицером медицинской службы в Австро-Венгерской армии во время Первой Мировой войны, а затем направление его профессиональных интересов сместилось от медицины к физике и химии. Первая его публикация (1910) касалась химии гидроцефалической жидкости. В 1923 г. получил место приват-доцента Берлинского ун-та. В 1933 принял решение покинуть Германию, откликнувшись на предложение Манчестерского ун-та (Англия) работать на кафедре физической химии. П. остался в Великобритании до конца жизни, все его труды после 1933 г. написаны на английском языке. В 1914 – 1916 гг. разработал теорию абсорбции газов на поверхности твердых тел, которая вызвала бурную научную дискуссию. В 1932 г. Нобелевская премия по химии была присуждена главному оппоненту П. и создателю противоположной теории. Однако в последующие пять лет выяснилось, что именно теория П. была правильной. Эта история имела большое значение для П. и в последующие годы часто повторяющейся темой его работ стала оппозиция контролю над наукой и искусством. Эта позиция еще более усилилась после визита в Советский Союз, где Бухарин прочитал ему лекцию о достоинствах «социалистической» математики. В 1930-х и 1940-х гг. публикует ряд работ на философские, экономические и политические темы и в 1948 г. переходит работать на кафедру социальных наук. Основной конфликт П. видел между тем, что всякое знание является персональным знанием, с другой стороны, основание, на котором решается, достойно ли научное направление поддержки или нет, является согласие между заинтересованными квалифицированными людьми. Это может приводить к подавлению ценных научных направлений. Политический контроль – хуже всего, поскольку при этом согласие необходимо чаще всего между неквалифицированными людьми. П. постоянно подчеркивал значение «структуры подразумеваемого знания». Начинающий студент-медик, который первый раз в жизни смотрит в микроскоп на каплю крови, увидит очень немного. Необходима практика, чтобы научиться видеть различные элементы крови в этом образце. С точки зрения П., происшедшее называется «подразумеваемым обучением», которое ответственно за узнавание клеточной структуры, и, более того, это парадигма всякого обучения. П. полагал, что все верования в науке, искусстве или религии основываются на убеждении. Вера в Бога требует убежденности так же, как и вера в существование атомной структуры. П. является единственным ученым метафизиком, оставляющим место для религиозной веры. В этой связи П. пользовался большим уважением среди теологов, но его метафизические идеи отбрасывались остальными, как мистические. В 1958 г. вышел на пенсию в звании члена совета Мортон-Колледжа (Оксфорд, Англия). За десять лет своей карьеры в качестве профессора социальных наук и в последующие годы опубликовал следующие труды: «The Logic and Liberty», 1951; «Personal Knowledge», 1958; «Science, Faith and Society», 1964; «The Tacit Dimension», 1966; «Knowing and Being», 1969; «Meaning», 1975.

С.В. Ильина