ПОЛАНИ (Polani) Мишель (1891 – 1976) -
английский химик и психолог венгерского происхождения, специалист в области
философии психологии, теоретической и религиозной психологии. Изучал медицину в
Будапештском ун-те, затем служил офицером медицинской службы в
Австро-Венгерской армии во время Первой Мировой войны,
а затем направление его профессиональных интересов сместилось от медицины к
физике и химии. Первая его публикация (1910) касалась химии гидроцефалической
жидкости. В 1923 г.
получил место приват-доцента Берлинского ун-та. В 1933 принял решение покинуть
Германию, откликнувшись на предложение Манчестерского ун-та (Англия) работать
на кафедре физической химии. П. остался в Великобритании до конца жизни, все
его труды после 1933 г.
написаны на английском языке. В 1914 – 1916 гг. разработал теорию абсорбции
газов на поверхности твердых тел, которая вызвала бурную научную дискуссию. В 1932 г. Нобелевская премия
по химии была присуждена главному оппоненту П. и создателю противоположной
теории. Однако в последующие пять лет выяснилось, что именно теория П. была
правильной. Эта история имела большое значение для П. и в последующие годы
часто повторяющейся темой его работ стала оппозиция контролю над наукой и искусством.
Эта позиция еще более усилилась после визита в Советский Союз, где Бухарин
прочитал ему лекцию о достоинствах «социалистической» математики. В 1930-х и
1940-х гг. публикует ряд работ на философские, экономические и политические
темы и в 1948 г.
переходит работать на кафедру социальных наук. Основной конфликт П. видел между
тем, что всякое знание является персональным знанием, с другой стороны,
основание, на котором решается, достойно ли научное направление поддержки или
нет, является согласие между заинтересованными квалифицированными людьми. Это
может приводить к подавлению ценных научных направлений. Политический контроль
– хуже всего, поскольку при этом согласие необходимо чаще всего между
неквалифицированными людьми. П. постоянно подчеркивал значение «структуры
подразумеваемого знания». Начинающий студент-медик, который первый раз в жизни
смотрит в микроскоп на каплю крови, увидит очень немного. Необходима практика,
чтобы научиться видеть различные элементы крови в этом образце. С точки зрения
П., происшедшее называется «подразумеваемым обучением», которое ответственно за
узнавание клеточной структуры, и, более того, это парадигма всякого обучения.
П. полагал, что все верования в науке, искусстве или религии основываются на
убеждении. Вера в Бога требует убежденности так же, как и вера в существование
атомной структуры. П. является единственным ученым метафизиком, оставляющим
место для религиозной веры. В этой связи П. пользовался большим уважением среди
теологов, но его метафизические идеи отбрасывались остальными, как мистические.
В 1958 г.
вышел на пенсию в звании члена совета Мортон-Колледжа (Оксфорд, Англия). За
десять лет своей карьеры в качестве профессора социальных наук и в последующие
годы опубликовал следующие труды: «The Logic and Liberty», 1951; «Personal Knowledge», 1958; «Science, Faith and Society», 1964; «The Tacit Dimension», 1966; «Knowing and Being», 1969; «Meaning», 1975.
С.В.
Ильина