Картинка 1 из 7Пономаренко Владимир Александрович (р. 1933) - российский психолог, врач, специалист в области психологических проблем авиационной и космической медицины, психологии здоровья, экстремальной психологии. Один из авторов концепции человеческого фактора при обеспечении надежности летчика в аварийных ситуациях; автор концепции профессионального здоровья. Д-р медицинских наук (1974) профессор психологии труда (1980). Чл. Президиума Общества психологов (1982-1992). Чл.-кор. АПН СССР (1988), д. чл. АПН СССР (1990). Д. чл. РАО (1993). Гл. ред. журнала «Вестник Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике» (с1988), чл. редкол. жур. «Иностранная психология» (с 1993). Научная и практическая деятельность П. отмечена тремя боевыми орденами, орденом маршала Г.К. Жукова (1992), многими медалями, Государственной премией Совета министров СССР за разработку средств медицинского обеспечения безопасности полета (1988). В 1956 г. закончил военно-медицинский фак-т Саратовского медицинского ин-та по специальности авиационная медицина. В течении шести лет работал врачом авиационного полка. В 1965 г. окончил аспирантуру НИИ авиационной и космической медицины, где впоследствии проработал 27 лет, пройдя путь от аспиранта до руководителя этого института (1988-1993). С 1993 по наст. вр. – гл.н.с. Государственного НИИ Военной медицины и профессор кафедры Восстановительной медицины Медицинской академии им. И.М. Сеченова. Основными направлениями научной деятельности П. является разработка проблем психофизиологии профессиональной деятельности и обучения человека в авиакосмических системах. Применение системного подхода в авиационной психологии позволило сформулировать основные методологические и методические принципы инженерно-психологических авиакосмических исследований и оценки деятельности в системах "летчик- самолет", "космонавт- космический корабль" («Методы инженерно-психологических исследований в авиации», 1975; «Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике», 1978). Исследуя деятельность оператора, П. выдвигает концепцию о регулирующей функции психического образа в деятельности, ставшую основой решения ряда практических задач профессиональной подготовки и проектирования технических средств обучения («Образ в системе психической регуляции деятельности», в соавт. с Б.Ф. Ломовым и H.Д. Заваловой, 1986). Формирование "образа полета" выступает в качестве важнейшего условия регуляции сложных поведенческих актов человека, управляющего подвижными объектами. Это позволило выдвинуть новые принципы построения систем отображения информации индикаторов пространственного положения, рационализировать формы и виды представления информации на экранных индикаторах. На этой же основе осуществляется перестройка методики летного обучения. П. разрабатывает принципы, методы и средства воспитания личности профессионала, подготовки его к деятельности в экстремальных условиях. Тем самым заложены основы теории опасных профессий. С этим же связана постановка проблемы психологической надежности профессионала в особых и экстремальных условиях деятельности. Исследование поведения человека в реальных аварийных ситуациях позволило на основе концепции "личностного и человеческого фактора" вскрыть причины ошибок функционирования, выделить главные психофизиологические факторы, определяющие успешность действий и на этой основе разработать систему специальной подготовки, направленной на формирование психологической готовности к деятельности в трудных ситуациях. Предложен метод "опорных точек", позволяющий формировать у профессионала необходимую систему представлений об условиях деятельности, ее предмете и средствах. Созданы тренажерные комплексы, внедренные в практику профобучения. Другим важным направлением научной деятельности П. является разработка концепции профессионального здоровья, на основе которой была создана общенациональная концепция охраны здоровья здорового человека, утвержденная МЗ РФ (2002). П. автор и гл. ред. монографий: «Практическая психология», М., 1994; «Страна авиация: белое и черное», М., 1995; «Авиация. Человек. Дух», М., 2000; «Созидательная психология. Избр. Психол. труды», М., 2000; «Размышления о здоровье», М., 2001. Создано шесть учебных кинофильмов: «Психологический курс обучения курсанта и летного состава».

Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова