ПОНОМАРЁВ
Яков Александрович (1920 - 1997) – российский психолог, специалист в области
психологии творчества, психологии развития, методологии психологии. Автор
концепции психологического моделирования творческой деятельности. Д-p
психологических наук (1972), профессор. За научные заслуги удостоен золотой
медали им. В.М. Бехтерева (1991). Засл. деятель науки РФ (1993). В 1939 г.
поступил на философский фак-т Московского ин-та истории, философии и
литературы, но сразу же был призван в армию. После демобилизации в 1946 г.
учился на отделении психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова,
который закончил в1951 г. Работал старшим экскурсоводом-педагогом в Культурном
и научно-просветительном Уголке им В.Л. Дурова (1952-1956 ). С 1957 г. - редактором
психологической литературы издательства АПH РСФСР. В 1959 г. защитил канд. дис.
на тему "Исследование психологических механизмов творческого
(продуктивного) мышления". С 1961 по 1966 г. работал в Институте
психологии АПН РСФСР, где проводил исследования интеллектуального развития
ребенка. Затем перешел в ИИЕиТ АH СССР (1966 - 1973). В 1972 г. защитил докт.
дис. на тему "Проблемы психологии творчества". С 1973 г. и до конца
своих дней работал в Институте психологии АН СССР (с 1991 г. – ИП РАН). Первые исследования
П. были проведены под руководством А.Н. Леонтьева. Был обнаружен факт
неоднородности результата действия по решению мыслительной задачи: в этом
результате есть как прямые, осознаваемые продукты, так и побочные,
неосознаваемые («Психология творческого мышления», 1960). На основе этого факта
П. сформулировал идею психологического моделирования творческой деятельности,
которое включает в себя исследование неосознаваемых событий за счет создания
специальной системы ситуаций, а именно, стимулирующих соответствующую
мотивацию, формирующих контролируемые побочные продукты и выявляющих роль
контролируемого побочного продукта при решении мыслительной задачи. В концепции
П. творчество понимается в широком смысле как механизм движения, а
гносеологический механизм психологии творчества строится путем экстраполяции
представления об этапах развития способности человека действовать "в
уме". В дальнейших исследованиях изучался психологический механизм
творчества, разрабатывались проблемы развития и использования творческого
потенциала человека, рассматривались пути и возможности приложения психологии
творчества к решению общепсихологических проблем. В ходе исследований на основе
сконструированных П. экспериментальных методов и процедур ("творческие
задачи") было выявлено, что формы поведения детей, в процессе развития их
способности действовать "в уме", и поведение взрослых на фазах
решения творческих задач подобны. Был также выявлен феномен преобразования
этапов развития способности человека действовать "в уме" в
структурные уровни организации психологического механизма решения задач. Это
привело П. к более широкому обобщению, выраженному в законе преобразования
этапов развития системы в структурные уровни ее организации и ступени
дальнейших развивающих взаимодействий. Исследования П. опубликованы в
монографиях: «Знания, мышление и умственное развитие», 1967; «Психика и
интуиция», 1967; «Психология творчества», 1976; «Психология творчества и
педагогика», 1976; «Методологическое введение в психологию», 1983; «Психология
творчества: общая, дифференциальная, прикладная», 1991.
В.А. Кольцова, И.М. Кондаков