Потебня Александр Афанасьевич (1835 - 1891) - украинский и русский ученый, филолог-славист, этнопсихолог. Создатель учения «О внутренней форме слова», теории психологии искусства. Д-р филологии (1874), профессор (1875). Чл.-кор. Петербургской Академии наук (1877). За научную деятельность удостоен полной Ломоносовской премии (1875), золотой Уваровской (1878 ) и золотой Константиновской (1891) медалей. Имя П. присвоено Киевскому ин-ту языковедения. Окончил Харьковский ун-т (1856). В 1860 г. защитил там магистерскую дис.: «О некоторых символах в славянской народной поэзии» и начал свою преподавательскую деятельность. В 1874 г. защищает докт. дис., посвященную, главным образом, синтаксическим проблемам – анализу понятий слова, грамматической формы, грамматической категории и др. («Из записок по русской грамматике», т. 1-2, 1874; т.3, 1899; т.4 – 1941). С 1875 г - профессор Харьковского ун-та. Разрабатывал психологическое направление в отечественном языкознании и литературоведении; сторонник этнопсихологии как самостоятельной науки, изучающей высшие духовные образования (речь, мышление, сознание, самосознание и т.п.). Подвергнув историко-психологическому анализу многие древние и современные ему языки, П. раскрыл их знаково-образную природу (учение о "внутренней форме" слова), в которой зафиксировано духовное развитие человечества. Исследуя психологическую природу языка, отношение мысли к слову, вскрыл историчность человеческой психики, главный механизм формирования и развития которой видел в присвоении практической и теоретической деятельности в формах языка и культуры. Одним из первых в отечественной науке поставил на почву точного фактологического исследования разработку вопросов истории мышления в его связи с языком, выдвинул и обосновал положение о единстве сознания и языка («Мысль и язык», 1862, 1926). На основе изучения языкового сознания русского народа попытался раскрыть этапы исторического становления и смены форм человеческого мышления (мифологического, научного или прозаического и поэтического). П. обосновывает положение о том, что в истории создания и развития языка отражен процесс становления психики человека вообще и конкретной личности в частности. Развитие сознания человека он связывал с историческим развитием самого человека, считая, что сознание зарождается на определенной ступени развития психики и первой клеточкой его является слово. Разрабатывал учение о роли языка в психической деятельности, указав, что с появлением слова в психике возникает ядро, вокруг которого кристаллизуются чувственные данные. В этом - принципиальное различие становления психики человека по сравнению с психикой животных. Применив эволюционно-генетических подход к решению проблемы природы мышления и речи и их взаимосвязи, П. исследовал процессы возникновения художественного образа, значение воображения и мышления в переработке впечатлений, содержащихся в психологическом опыте творца, а также роль языка как основы всей творческой деятельности человека. Проанализировал процесс художественного творчества на всех его этапах - от замысла к созданию целостного произведения и его последующему восприятию. Благодаря работам П. в отечественную психологию искусства вошло понимание художественного восприятия как процесса "сотворчества". Идеи П. стали основой теории и психологии творчества, получили развитие в трудах его последователей и учеников (Д. Н. Овсянико-Куликовский, В. И. Харциев, Б. А. Лезин и др.), представителей так называемой "Харьковской психологической школы". Кроме указанных выше, автор трудов; «Из записок по русской грамматике», переиздано в 1958-1977 гг.; «Из записок по теории словесности / «Поэзия и проза. Тропы и фигуры. Мышление поэтическое и мифическое», 1905; «Основы поэтики / «Вопросы теории и психологии творчества»,1910; «Из лекций по теории словесности», 1930; «Эстетика и поэтика», избр. труды А.А. Потебни, 1976.

Мацейкив С.А.