Потебня Александр Афанасьевич (1835 - 1891) -
украинский и русский ученый, филолог-славист, этнопсихолог. Создатель учения «О
внутренней форме слова», теории психологии искусства. Д-р филологии (1874),
профессор (1875). Чл.-кор. Петербургской Академии наук (1877). За научную
деятельность удостоен полной Ломоносовской премии (1875), золотой Уваровской
(1878 ) и золотой Константиновской (1891) медалей. Имя П. присвоено Киевскому
ин-ту языковедения. Окончил Харьковский ун-т (1856). В 1860 г. защитил там
магистерскую дис.: «О некоторых символах в славянской народной поэзии» и начал
свою преподавательскую деятельность. В 1874 г. защищает докт. дис.,
посвященную, главным образом, синтаксическим проблемам – анализу понятий слова,
грамматической формы, грамматической категории и др. («Из записок по русской
грамматике», т. 1-2, 1874; т.3, 1899; т.4 – 1941). С 1875 г - профессор
Харьковского ун-та. Разрабатывал психологическое направление в отечественном
языкознании и литературоведении; сторонник этнопсихологии как самостоятельной
науки, изучающей высшие духовные образования (речь, мышление, сознание,
самосознание и т.п.). Подвергнув историко-психологическому анализу многие
древние и современные ему языки, П. раскрыл их знаково-образную природу (учение
о "внутренней форме" слова), в которой зафиксировано духовное
развитие человечества. Исследуя психологическую природу языка, отношение мысли
к слову, вскрыл историчность человеческой психики, главный механизм
формирования и развития которой видел в присвоении практической и теоретической
деятельности в формах языка и культуры. Одним из первых в отечественной науке
поставил на почву точного фактологического исследования разработку вопросов
истории мышления в его связи с языком, выдвинул и обосновал положение о
единстве сознания и языка («Мысль и язык», 1862, 1926). На основе изучения
языкового сознания русского народа попытался раскрыть этапы исторического
становления и смены форм человеческого мышления (мифологического, научного или
прозаического и поэтического). П. обосновывает положение о том, что в истории
создания и развития языка отражен процесс становления психики человека вообще и
конкретной личности в частности. Развитие сознания человека он связывал с
историческим развитием самого человека, считая, что сознание зарождается на
определенной ступени развития психики и первой клеточкой его является слово.
Разрабатывал учение о роли языка в психической деятельности, указав, что с
появлением слова в психике возникает ядро, вокруг которого кристаллизуются
чувственные данные. В этом - принципиальное различие становления психики
человека по сравнению с психикой животных. Применив эволюционно-генетических
подход к решению проблемы природы мышления и речи и их взаимосвязи, П.
исследовал процессы возникновения художественного образа, значение воображения
и мышления в переработке впечатлений, содержащихся в психологическом опыте
творца, а также роль языка как основы всей творческой деятельности человека.
Проанализировал процесс художественного творчества на всех его этапах - от
замысла к созданию целостного произведения и его последующему восприятию.
Благодаря работам П. в отечественную психологию искусства вошло понимание
художественного восприятия как процесса "сотворчества". Идеи П. стали
основой теории и психологии творчества, получили развитие в трудах его
последователей и учеников (Д. Н. Овсянико-Куликовский, В. И. Харциев, Б. А.
Лезин и др.), представителей так называемой "Харьковской психологической
школы". Кроме указанных выше, автор трудов; «Из записок по русской
грамматике», переиздано в 1958-1977 гг.; «Из записок по теории словесности /
«Поэзия и проза. Тропы и фигуры. Мышление поэтическое и мифическое», 1905;
«Основы поэтики / «Вопросы теории и психологии творчества»,1910; «Из лекций по
теории словесности», 1930; «Эстетика и поэтика», избр. труды А.А. Потебни,
1976.
Мацейкив С.А.