https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/10/Thierry_William_Preyer.jpgПРЕЙЕР (Preyer) Вильгельм Тьерри (1841 - 1897) - немецкий биолог, физиолог, психолог. Основатель детской психологии. Последователь Ч. Дарвина. Учился в Боннском и Парижском ун-тах. Профессиональную деятельность в качестве преподавателя начал в Боннском ун-те (1865). Читал лекции в Йенском (1866-1888) и Берлинском (1888-1893) ун-тах. Был одним из ред. немецкого «Журнала психологии и физиологии органов чувств». Занимался широким кругом вопросов общей биологии, эмбриологии, психофизиологии органов чувств, психологии и психотерапии. Отстаивал идею о важной роли наследственности в развитии ребенка. Своей наиболее известной книгой "Душа ребенка» (“Die Seele des Kindes”, 1882. В рус пер. под ред. В. Динзе, 1912) положил начало систематическим исследованиям психологии ребенка первых лет жизни (от рождения до трех лет). Наблюдая за своим новорожденным сыном, П. ежедневно, трижды в день, фиксировал развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Исследования за развитием детей велись, конечно, задолго до появления книги П., но его достижением и приоритетом является, во-первых, исследование самого раннего периода детства, а, во-вторых, введение в детскую психологию метода объективного наблюдения (по аналогии с объективными методами естественных наук) и метода монографического описания (дневниковый метод). Несмотря на ошибочные, с точки зрения современной психологии, представления П. о психическом развитии как частном варианте биологического, его исследования имели большое значение как для понимания закономерностей физического и психического развития детей, так и для научного обоснования воспитательного педагогического процесса. Исследования П. ознаменовали в научной психологии переход от интроспективного метода исследования психики ребенка к объективному, что высоко было оценено российскими учеными - И.А. Сикорским, П.Ф. Каптеревым, Н.Н. Ланге, В.М. Бехтеревым. Получил дальнейшее развитие в России и монографический метод, когда в одном наблюдателе совмещались родитель и ученый (например, дневниковое фиксирование наблюдений А.Ф. Левоневским, 1914; Н.Н. Ладыгиной-Котс, 1935; Н.А. Менчинской, 1948; А.Н. Гвоздевым, 1949; В.С. Мухиной, 1969 и др.). В рус. пер. изданы монографии П.: «Пять чувств человека», М., 1873; «О причине сна», М., 1877; «Психологическая азбука», 1877; «Элементы общей физиологии», СПб., 1884.

Л.А. Карпенко