ПРОСЕЦКИЙ Павел Алексеевич (1913 –
1997) - российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии.
Д-р психологических наук (1971), профессор кафедры психологии Московского
государственного педагогического ин-та им. В.И. Ленина (1972). Чл. редкол.
журнала "Вопросы психологии»(1981-1988). В 1931 г., окончив
Первомайский педагогический техникум в с. Новиково, стал учителем начальной
школы. Затем окончил географический фак-т
Воронежского пединститута (1934-1939). В 1939 г. был призван в ряды Красной Армии.
Участник ВОВ. После демобилизации в 1945 г. поступил на Высшие педагогические курсы
при МГПИ им. В.И. Ленина, а в 1946
г. был уже аспирантом кафедры психологии. В 1949 г. под руководством
проф. К.Н. Корнилова защитил канд. дис. Преподавал на кафедре психологии
Воронежского пединститута, которую возглавил в 1952 г. Основное направление
исследований П. в 1950-е гг. – вопросы воспитания молодежи и психология
коллектива, отразившиеся в публикациях: "О диспутах по вопросам воспитания
молодежи", "Каким должен быть настоящий друг", "Единые
требования к поведению учащихся", "Психология коллектива в трудах
В.М. Бехтерева". В 1960-е гг. в течение полутора лет читал курс лекций по
психологии для преподавателей и аспирантов Ханойского пединститута,
одновременно являясь консультантом Министерства просвещения Демократической
республики Вьетнам. В этот период были опубликованы работы "К психологии
организаторской деятельности директора школы", "Воспитание детей
коллективистами", "Коллектив как объект научного исследования".
В 1971 г
защитил докт. дис.: "Психологические основы формирования коллектива (на
материале средней школы и вуза)". В 1972 г. вернулся на кафедру психологии МГПИ им.
В.И. Ленина, которую возглавлял до 1986 г. В этот период им была организована
научно-исследовательская лаборатория, изданы учебные пособия ("Введение в
учительскую специальность"; "Психология творчества»; "Психология
профессионально-направленного студенческого коллектива"). Часть работ
опубликована на болгар. и
нем. яз. В 1970-1980-х гг. основным направлением работ П.А. Просецкого было
исследование психологических особенностей личности будущего учителя.
Разработанные им структурная модель личности студента и методика
самосовершенствования студента были внедрены в практику работы со студентами
первого курса ин-та.
С.В.
Ильина