Радищев Александр Николаевич (1749
- 1802) - русский писатель, просветитель, философ, основоположник революционного
направления в русского общественной мысли. Получил образование в Петербургском
пажеском корпусе (1762-1766). Для получения юридического образования был
отправлен в Лейпцигский ун-т (1766-1771), где занимался также естественными
науками и медициной. На формирование его мировоззрения большое влияние оказали
сочинения французских просветителей, (особенно К.А. Гельвеция) и русских
просветителей (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков). После возвращения в Россию был на
государственной службе. (1771-1790). За резкую критику самодержавия и
крепостного права в книге "Путешествие из Петербурга в Москву" (СПб., 1790) был сослан Екатериной II в Сибирь. В 1797 при Павле I был
возвращен из ссылки. После воцарения Александра I был определен на службу в
Комиссию составления законов (1801-1802). Пытался, опираясь на теорию
«естественного права», проводить свои идеи ликвидации крепостнической системы и
сословных привилегий. Потеряв всякую надежду на возможность их осуществления и
оказавшись перед угрозой новой ссылки ушел из жизни.
Психологические идеи Р. изложены в "Житии Федора Васильевича Ушакова"
(1789) и в философском трактате "О человеке, его смертности и
бессмертии"(1792-1796), состоящем из 4-х книг. В первых двух книгах Р.
дает материалистическую трактовку человеческой психики исходя из принципов
материалистического монизма и детерминизма, две последующие книги содержат
доводы Р. в пользу бессмертия души. Все душевные явления, по его мнению, есть
"свойства вещества чувствующего и мыслящего". Он полагал, что они совершаются
в пространственных структурах, так как мозг имеет протяженность. Тем самым он
опровергает противопоставление психического
физическому. В отличие от Гельвеция Р. отмечал качественные различия между
мышлением и чувствованием, указывал на обусловленность умственных способностей
особенностями темперамента, потребностей, нервного строения, раздражительности.
В психической деятельности людей, по Р., важнейшую роль играют внешние
воздействия: климат, обстоятельства жизни, мнения и предрассудки людей, система
общественных отношений. Успешное развитие способностей людей он связывал в
значительной степени с воздействием воспитания и социальной среды, с той
социальной ролью, которую играет человек под влиянием обстоятельств жизни. Р.
трактовал чувственное и рассудочное познание в их единстве и взаимосвязи,
генетически осмысливая развитие "одушевленности" материи:
"раздраженность" - "чувственность" -
"мысленность". Большую роль в развитии психики человека Р. отводил
прямой походке и деятельности руки, считая, что эти отличия человека от
животных способствовали развитию его изощренного зрения, слуха, осязания,
обоняния, вкуса, что обеспечило возможность создания произведений искусства. Р.
подчеркивал огромное значение речи в развитии человеческого мышления. Он дал
развернутую психологическую характеристику основных этапов онтогенетического
развития человека. По Р., существенными движущими силами поведения человека
являются его потребности и страсти. В отличие от животных человеку свойственно
высокое развитие "соучаствования" и подражательности. Изданы труды:
«Полное собрание сочинений», т.1-3, 1938-1952; «Избранные философские и
общественно-политические произведения», 1952; «Путешествие из Петербурга в
Москву», М., 1987.
В.В. Большакова