РЕШЕТОВА Зоя Алексеевна (р. 1918) –
российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Д-р
психологических наук (1988), профессор (1993). Награждена: серебряной медалью
ВДНХ и дипломом 2-й степени (за тренажерный комплекс) и рядом др. наград.
Участник ВОВ, награждена орденом «Отечественной войны
2-й степени» (1985) и 11-ю медалями. Окончила психологическое отделение
философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1950). С 1954 г. работает в МГУ. В
1992-1995 - профессор кафедры педагогической психологии и педагогики фак-та психологии МГУ. С 1995 г - профессор Учебного
Центра по переподготовке работников системы образования при МГУ. Основное
направлением исследований Р. связано с психологическим анализом учебного
процесса в русле идей теории деятельности в психологии (А.Н. Леонтьев) и
выводами П.Я. Гальперина о роли содержания и формы усвоения ориентировочной
основы действия в его формировании и параметрах функционирования. Выявлены и
исследованы функции, стадии и закономерности формирования ориентировочной деятельности
(как деятельности психической) в процессе усвоения знаний и умений на материале
трудовой деятельности. По результатам исследований была защищена канд. дис.:
"Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке" (1954).
Дальнейшие исследования были посвящены разработке психологических оснований
профессионального обучения и были обобщены в докт. дис.: "Психологические
основы профессионального обучения" (1988). В работе рассматривались
психологические проблемы фундаментализации образования, политехнизации
трудового обучения, профессиональной подготовки специалистов широкого профиля,
предлагались пути их решения. Другое направление исследований Р. было связано с
построением учебных программ в русле системной методологии. Учебный предмет
(научная или научно-техническая дисциплина любого профиля), содержание учебного
материала и способ его преподавания конструировались на основе предварительно
выявленных структурно-функциональных составляющих предмета усвоения, как
объекта системной природы. Системный подход позволяет учащимся осваивать
учебную дисциплину на высшем уровне обобщения. Высокая эффективность такого
способа обучения проявляется в успешном решении задач проблемного,
эвристического типа. Таким образом, формируется новая модель обучения, при которой
учащиеся не просто осваивают некоторую сумму знаний и умений, но и продвигаются
в своем интеллектуальном развитии. Системная ориентация в построении учебных
дисциплин была реализована применительно к вузовским курсам теории
вероятностей, общей химии; для профтехучилищ применительно к технической
механике, станочной обработке металлов резанием; для общеобразовательных
школьных курсов иностранного языка, русского языка и др. Р. автор книг:
«Психологические проблемы профессионального обучения»/в соавт., 1979;
«Психологические основы профессионального обучения», 1985; «Формирование
системного мышления в обучении», 2002.
О.Г.
Носкова