РЕВЕС, Ревеш (Rǔvǔsz) Геза
(1878 - 1955) - венгерский психолог, автор трудов в области психологии
музыкальной одаренности и слуха. В 1901 окончил юридический фак-т Будапештского
ун-та, в 1905 – фaк-т экспериментальной психологии Геттингенского
ун-та, с этого же года преподавал в Будапештском ун-те (с 1918 г. профессор).
Основал первую психологическую лабораторию в Будапеште. В 1921 г. покинул
Венгрию. В 1932-1950 гг. - профессор психологии и директор психологической
лаборатории в Амстердаме. Как психолог Р. формировался под влиянием
гештальтпсихологии. Проводил исследования в области психологии восприятия
музыки и психологии музыкальных способностей, в том числе изучал музыкальных
вундеркиндов с использованием тестов В. Штумпфа (об одном из них, пианисте
Эрвине Нирегихазе, он написал книгу). Является автором тестов
музыкально-слуховых способностей (музыкальности). В области психологии
музыкального слуха Р. разработал теорию двухкомпонентного восприятия высоты
звуков, согласно которой "качество звука" и "высота звука"
- две независимых составляющих восприятия (под "качеством звука" Р.
понимал повторяющиеся во всех октавах ступеневые, интервальные компоненты, под
"высотой" - тембровый компонент звука, влияющий на его
"светлоту"). Р. отстаивал взгляд о единстве музыкальности как
свойстве целостной личности, о несводимости музыкальности к отдельным
простейшим свойствам - "способностям". Он определял музыкальность как
природное и врожденное свойство, которое нельзя сформировать обучением и
воспитанием. Р. выделял музыкальность рецептивного и
репродуктивно-интерпретационного плана. Музыкальная активность - важный
показатель музыкальности; постоянная и ключевая характеристика музык льности -
способность переживания и оценки художественного качества музыкального
произведения. Для диагностики музыкальности Р. считал наиболее показательными
следующие факторы: относительный слух, ощущение аккорда (воспроизведение
аккорда в основном положении и с обращениями, ощущение степени консонантности
созвучия и ощущение тональности); способность исполнения наизусть знакомых или
заданных мелодий; творческую фантазию. Не утратили актуальности выводы Р. об
особенностях детской одаренности. Он подчеркивал, что детскому творчеству
недостает оригинальности (в форме, композиции, в планомерности и целостности),
у него нет внутренней связи с личностью творца. Р. исходил из того, что само
понятие одаренности неразрывно связано с личностным, духовным ростом человека и
потому период между 13 и 20 годами, когда ведущим оказывается личностное
развитие, имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Способности,
обнаружившиеся в детстве, рaзвертываются в
действительную одаренность лишь за его пределами. Исключением он считал
музыкальные способности и одаренность. Но и здесь отдельные формы одаренности
проявляются в разные периоды развития. Ранее всего, по его мнению, раскрывается
виртуозно-техническое музыкальное дарование, которое более всего опирается на
природные способности. И в это же время может проявиться дифференциация
способностей, могут проступить их индивидуальные черты. На следующей возрастной
ступени развития раскрывается дар интерпретатора, то есть глубокого понимания и
индивидуального прочтения музыки и только затем - творческая одаренность,
расцвет которой наступает между 20 и 30 годами. Композиторский талант в раннем
возрасте обнаруживается гораздо реже, чем исполнительский. Исследования Р.
сыграли важную роль в развитии психологии музыкальной одаренности в европейских
странах и США. Р автор книг: «Ранее проявление одаренности и ее узнавание», -
М., 1924; "Zur Grundlegung der Tonpsychologie», Lpzg, 1913; "Ervin
Nyiregyhazi: Psychologische Analyze eines musikalisch hervorragenden Kindes”,
Lpzg, 1916; «Die Einfhrung in die Musikpsychologie», Bern, 1946; «Talent und Genie», Bern, 1952; и др.
М.С.Старчеус