РЕВЕС, Ревеш (Rǔvǔsz) Геза (1878 - 1955) - венгерский психолог, автор трудов в области психологии музыкальной одаренности и слуха. В 1901 окончил юридический фак-т Будапештского ун-та, в 1905 – фaк-т экспериментальной психологии Геттингенского ун-та, с этого же года преподавал в Будапештском ун-те (с 1918 г. профессор). Основал первую психологическую лабораторию в Будапеште. В 1921 г. покинул Венгрию. В 1932-1950 гг. - профессор психологии и директор психологической лаборатории в Амстердаме. Как психолог Р. формировался под влиянием гештальтпсихологии. Проводил исследования в области психологии восприятия музыки и психологии музыкальных способностей, в том числе изучал музыкальных вундеркиндов с использованием тестов В. Штумпфа (об одном из них, пианисте Эрвине Нирегихазе, он написал книгу). Является автором тестов музыкально-слуховых способностей (музыкальности). В области психологии музыкального слуха Р. разработал теорию двухкомпонентного восприятия высоты звуков, согласно которой "качество звука" и "высота звука" - две независимых составляющих восприятия (под "качеством звука" Р. понимал повторяющиеся во всех октавах ступеневые, интервальные компоненты, под "высотой" - тембровый компонент звука, влияющий на его "светлоту"). Р. отстаивал взгляд о единстве музыкальности как свойстве целостной личности, о несводимости музыкальности к отдельным простейшим свойствам - "способностям". Он определял музыкальность как природное и врожденное свойство, которое нельзя сформировать обучением и воспитанием. Р. выделял музыкальность рецептивного и репродуктивно-интерпретационного плана. Музыкальная активность - важный показатель музыкальности; постоянная и ключевая характеристика музык льности - способность переживания и оценки художественного качества музыкального произведения. Для диагностики музыкальности Р. считал наиболее показательными следующие факторы: относительный слух, ощущение аккорда (воспроизведение аккорда в основном положении и с обращениями, ощущение степени консонантности созвучия и ощущение тональности); способность исполнения наизусть знакомых или заданных мелодий; творческую фантазию. Не утратили актуальности выводы Р. об особенностях детской одаренности. Он подчеркивал, что детскому творчеству недостает оригинальности (в форме, композиции, в планомерности и целостности), у него нет внутренней связи с личностью творца. Р. исходил из того, что само понятие одаренности неразрывно связано с личностным, духовным ростом человека и потому период между 13 и 20 годами, когда ведущим оказывается личностное развитие, имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Способности, обнаружившиеся в детстве, рaзвертываются в действительную одаренность лишь за его пределами. Исключением он считал музыкальные способности и одаренность. Но и здесь отдельные формы одаренности проявляются в разные периоды развития. Ранее всего, по его мнению, раскрывается виртуозно-техническое музыкальное дарование, которое более всего опирается на природные способности. И в это же время может проявиться дифференциация способностей, могут проступить их индивидуальные черты. На следующей возрастной ступени развития раскрывается дар интерпретатора, то есть глубокого понимания и индивидуального прочтения музыки и только затем - творческая одаренность, расцвет которой наступает между 20 и 30 годами. Композиторский талант в раннем возрасте обнаруживается гораздо реже, чем исполнительский. Исследования Р. сыграли важную роль в развитии психологии музыкальной одаренности в европейских странах и США. Р автор книг: «Ранее проявление одаренности и ее узнавание», - М., 1924; "Zur Grundlegung der Tonpsychologie», Lpzg, 1913; "Ervin Nyiregyhazi: Psychologische Analyze eines musikalisch hervorragenden Kindes”, Lpzg, 1916; «Die Einfhrung in die Musikpsychologie», Bern, 1946; «Talent und Genie», Bern, 1952; и др.

М.С.Старчеус